метод общения с неговорящими детьми Розмари Кроссли

Ответить
Специалист
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 4789
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
Имя и дата рождения особого ребенка: -
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------
Откуда: Москва,
Поблагодарили: 14 раз

Re: метод общения с неговорящими детьми Розмари Кроссли

Сообщение Специалист » 09 дек 2013, 00:10

Метод действительно хорош! Я его опробовала на нескольких детях! Все работает!
Единственное, что я бы посоветовала таблицу с буквами изменить: буквы расположить не в алфавитном порядке, а как на клавиатуре! Ну и размер таблички для каждого ребенка индивидуален, так как для кого- то больше доступы не мелкие движения, а движения руки, значит и табличка должна быть больше размером, а удобнее всего как клавиатура.... может быть.
И еще я добавляла больше слов готовых- пить, есть, спать, холодно, жарко..... ну и еще возможно какие-то

Специалист
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 4789
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
Имя и дата рождения особого ребенка: -
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------
Откуда: Москва,
Поблагодарили: 14 раз

Re: метод альтернативной коммуникации Розмари Кроссли

Сообщение Специалист » 08 дек 2013, 23:55

Р. Кроссли предлагает следующий порядок освоения FC (7).

1. Да-нет, верно-неверно и множественный выбор, простые вопросы («Лают ли собаки?» или «Напиши букву «С», если хочешь сыр, и «К», если хочешь колбасу»).

2. Вставлять пропущенные буквы, что возможно на детских компьютерных системах.

3. Копирование слов и предложений.

4. Диктант (слова и предложения).

5. Упражнения, в которых возможные ответы Вам известны (кроссворды, вопросы по общим знаниям, имена друзей).

6. Завершение предложений («Жили-были старик со …»).

7. Завершение известных выражений («У семи нянек дитя …»).

8. Упражнения, в которых варианты ответов ограничены (найти рифму к слову «пень», антоним к слову «большой»).

9. Печатание слов в контексте (описание картинки).

10. Ответы на вопросы («Как ты провел воскресенье?», «Что ты прочитал?»).

11. Разговор. Возможно потребуется помочь наводящими вопросами.

12. Спонтанный разговор, тема выбирается ребенком.

13. Самостоятельно начатый разговор, когда ребенок сам приносит табличку, чтобы говорить.
Задай-вопрос-300x200.jpg
Когда Вы объяснили, что собираетесь делать, и задали вопрос, ждите, пока ребенок ответит. Не повторяйте в ожидании ответа один и тот же вопрос так, будто хотите заполнить тишину, не повышайте голос, словно говорите с глухим. Иногда приходится ждать очень долго, но ответ того стоит. Если ребенок все-таки не отвечает, спустя какое-то время Вы можете спросить: «Ты хочешь, чтобы я повторил вопрос?» и показать, что он может ответить «да» или «нет» на готовых табличках.

Будьте терпеливы: мы можем сказать 150 слов в минуту, а многие из тех, кто пользуется методом, не могут показать больше 150 слов в час.
Ждите-ответа-300x226.jpg
Обеспечивайте надежную обратную связь. Вначале бывает полезно произносить вслух каждую напечатанную букву, в конце каждого слова – всю последовательность.

Будьте внимательны, необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что Вам интересно его сообщение.

Контролируйте результат, предупреждайте, если не можете понять, чтобы можно было исправить положение до того как беседа зайдет в тупик. Человек, пользующийся методом FC, так же расположен к посторонним мыслям и замешательству, как любой из нас, но в отличие от нас, имеет меньше шансов внести ясность в сказанное. Можете спросить его «ты это хотел сказать?» и попросить показать «да» или «нет».

Заканчивайте сами слова и предложения. Помните, что метод FC – это способ общения, а не тест по грамматике. Большинство детей оценит Вашу помощь, если Вы будет заканчивать слова, значение которых Вам очевидно. Но будьте осторожны, чтобы не опередить события и не приписать ребенку свои мысли и чувства.

Интерпретировать написанное будет значительно легче, если Вы сразу приучите ребенка делать пропуски между словами. По крайней мере, Вы будет знать, где закончилось одно слово и началось другое. Для этого на табличке можно написать слово «пропуск».



Конечно, ребенок часто будет допускать самые разные ошибки: неграмотно писать или употреблять слово, давать неверную информацию. Ваша роль состоит в том, чтобы помочь ребенку выразиться, понять сообщение, а не исправлять грамматику и стиль. Если Вам кажется, что появилась опечатка, спросите: «Ты хотел написать эту букву?». В зависимости от обстоятельств можно вообще игнорировать ошибку.

Если неправильно написано слово, подождите, пока ребенок закончит писать сообщение, и станет понятно его содержание, после этого можно сказать: «Это слово пишется так» и написать его правильно, ни в коем случае не говорите: «Ты написал неправильно».

Иногда ребенок пишет слово так, что его невозможно понять. Убедитесь, что действительно совершенно не в состоянии расшифровать написанное, и попросите попробовать написать еще раз. Объясните, что это Ваша проблема, а не его, помните, что он старается изо всех сил. Если он продолжает писать непонятный набор букв, скажите, что все равно не можете понять, попробуйте поставить вопрос по-другому, предложите слова на выбор.

Иногда ребенок попадает в буквы вокруг нужной ему, может появляться большое количество «букв-паразитов», он может начинать писать слово с «лишней» буквы; часто приходится проявлять большое терпение, чтобы расшифровать сообщение.



Избегайте скучных и глупых вопросов («Любишь ли ты маму?»). Скорее всего, ребенок или ничего не ответит или ответит такой же глупостью. Помните, что ему надо потратить очень много усилий, чтобы напечатать хотя бы одно слово. Будьте настойчивы, терпеливы и уверены в успехе: рано или поздно у Вас получится, но не пытайтесь заставить ребенка общаться против его желания, он тоже должен хотеть говорить с Вами. Ему нужно время, чтобы освоиться с новым способом общения, привыкнуть к нему и открыть для себя его преимущества.
Глупый-вопрос-300x249.jpg
Поощряйте выражение чувств. Многие дети привыкают пользоваться методом только для ответа на простые вопросы. Они нуждаются в поощрении, чтобы вступать в более сложные беседы и больше рассказывать о себе.

Уважайте личность ребенка. Если Вам кажется, что сообщение не предназначено для посторонних, удержитесь от соблазна передать это другим, как бы забавно и интересно оно Вам ни казалось. Научитесь чувствовать усилия ребенка: передача сообщения при помощи метода FC – дело очень утомительное.



Избегайте тестирования! Очень многие дети терпеть не могут вопросы, которые они воспринимают как проверку, и будут давать заведомо неправильные ответы. Конечно, можно пользоваться FC для проверки знаний, но это должно быть оставлено для специальных ситуаций. В конце концов, мы тоже не обязаны доказывать окружающим свои знания всякий раз, когда открываем рот, в противном случае вряд ли бы мы много говорили. Если у ребенка появится ощущение, что каждая беседа является проверкой его знаний, он скорее всего вообще откажется от идеи общения.

Отвечайте за неудачу. У нас нет извиняющих обстоятельств: мы можем говорить. Если Вы скажите: «Извини, что-то я сегодня не в форме, давай поговорим потом», это поможет ребенку сохранить уверенность в себе.

Обычно в начале освоения метода FC возникают следующие практические вопросы.

«Я бы хотел верить, но …». Скептицизм испытывают практически все, особенно сначала, особенно родители. Один не думал, что его ребенок умеет читать, другой не верит, что он может ответить на вопросы. С течением времени и при тренировке скептицизм исчезнет, и Вы сможете узнать от ребенка множество интересных вещей.
there-is-always-hope-dont-give-up-300x225.jpg
В самом начале Вы оба будете чувствовать себя неуверенно, сомневаться в себе и в ребенке. Вам будут непривычны ощущения его руки в Вашей, и будет неясно: помогаете Вы или мешаете, а если помогаете, то не направляете ли его руку из желания помочь.


Будьте терпеливы, не раздражайтесь! Попробуйте, Вы ничего не теряете.

Целью любой речевой реабилитации, разумеется, является свободная речь.7
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Специалист
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 4789
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
Имя и дата рождения особого ребенка: -
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------
Откуда: Москва,
Поблагодарили: 14 раз

Re: метод альтернативной коммуникации Розмари Кроссли

Сообщение Специалист » 08 дек 2013, 23:41

В чем должна состоять физическая поддержка.

Держать руку ребенка можно разными способами: поддерживать снизу за кисть (рис. 2а), положив руку сверху на кисть, поддерживая за запястье (рис. 3а), поднимая кисть за рукав (рис. 3б), поддерживая под локоть (рис. 3в), положив руку на предплечье или плечо (рис. 3г).
img262-Copie-2-300x206.jpg
img262-Copie-300x218.jpg
img261-Copie-2-300x196.jpg
img261-Copie-3-300x208.jpg
img261-Copie-4-300x195.jpg
img261-Copie-300x200.jpg
Вначале обычно удобнее всего держать руку снизу за кисть так, чтобы указательный палец выделялся в указательную позицию. Чем крепче Вы держите руку, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок. Со временем Вашу помощь можно будет уменьшить.



Скорее всего, понадобится не сильно, но настойчиво отводить руку ребенка назад. И как только Вы почувствуете, что ребенок начал движение к клавиатуре, ослаблять «оттягивание», не отпуская руки, и снова отводя назад, когда ребенок сделает выбор (например, покажет или напечатает букву).

Это позволяет преодолевать импульсивность, не давать ребенку застрять на одной букве, повторяя ее снова и снова или бессмысленно тыча в соседние. Постепенно он привыкнет отводить руку назад после каждой буквы, это движение станет автоматическим.

Очень важно помнить, что Вы не подталкиваете руку ребенка к букве, но, напротив, ослабляете «оттягивание», как только почувствуете, что он начал движение.



Так как ребенок должен показывать или печатать буквы одним пальцем, важно, чтобы он выделялся в указательную позицию. Согнутым пальцем невозможно делать правильный выбор, вялым пальцем нельзя нажать клавишу. Сначала Вы можете помочь ребенку, держа его кисть в своей руке и помогая держать палец прямо, но не следует самим поддерживать палец. Очень удобно в начале обучения использовать детский носок, прорезав в нем дырку для указательного пальца. Если палец вялый, следует постоянно делать упражнения для его укрепления.

Самой частой проблемой является плохой зрительный контроль за действиями рук, особенно, когда ребенок уже освоился с методом. Он настолько хорошо помнит расположение букв на табличке или клавиатуре и так полагается на Вашу помощь, что начинает печатать очень быстро, не глядя. Надо заставлять смотреть, поворачивая голову к клавиатуре. Если это делать постоянно, зрительный контроль, как правило, быстро улучшается, но скорость печатания при этом значительно ниже: на «реальной» клавиатуре ему труднее найти нужную букву и сделать правильное движение.



Обычной проблемой является высокий или низкий мышечный тонус. В первом случае рука ребенка напряжена, движения настолько сильные, что он промахивается или даже отталкивает клавиатуру. Часто, чем больше он старается, тем выше становится тонус, рука может совсем выйти из-под контроля и стать жесткой. В этом случае можно потрясти руку, чтобы она расслабилась, после каждой буквы заставлять шлепать рукой по столу или дотрагиваться до какого-то предмета на столе, давать руке регулярный отдых, делать упражнение на расслабление.

При низком мышечном тонусе рука ребенка «тяжелая» или вялая, ему трудно сопротивляться силе тяжести, мышцы очень быстро устают. В этом случае клавиатура должна быть расположена достаточно низко, поддерживать руку лучше снизу или поднимать ее за рукав. Некоторым детям удобнее печатать стоя.



Некоторым детям неприятно, когда до них дотрагиваются, в этом случае можно использовать палочку или карандаш так, чтобы Вы держали его за один палец, а ребенок – за другой.

Нередко овладению методом мешает тремор, который может быть постоянным или возникает, когда ребенок начинает показывать. Справиться с этим очень трудно, но можно стараться стабилизировать кисть, крепко держа ее в своей руке, при помощи палочки или крепко оттягивать кисть назад, преодолевая сопротивление.

Возможно, что в начале обучения Вам придется водить рукой ребенка, помогая ему понять, как правильно делать выбор. Постепенно он научится делать это без Вашей помощи: это произойдет, когда он станет более уверен в себе и в своей способности общаться. Помощь партнера сокращается по мере тренировки, и конечной целью обучения является возможность пользования системами коммуникации самостоятельно.



Одни дети смогут научиться писать (печатать) самостоятельно, другие будут нуждаться в помощи и в дальнейшем. Следует помнить, что овладение навыком самостоятельного печатания может занять много времени, обычно около шести лет (7).

Чтобы метод FC работал успешно, ребенку необходимы и физическая, и эмоциональная поддержка, определенные навыки обоих участников и уверенность в успехе. Как именно действует эмоциональная поддержка, почему для начала действия ребенку иногда достаточно легкого прикосновения пальцем, до сих пор не очень понятно. Иногда достаточно дотронуться до плеча или спросить «ты хочешь что-то сказать?», иногда необходим легкий шлепок по руке или плечу. Некоторым детям оказывается достаточно прикосновения к плечу, спине или бедру.

Начинайте медленно, уроки должны быть короткими, вопросы легкими. Задавайте простые вопросы, на которые Вы знаете ответ (например, попросите написать свое имя). Это позволит Вам приспособиться друг к другу, понять новые ощущения и даст успех, необходимый Вам обоим. Если Вам кажется, что ребенок не может печатать слова, предложите ему две таблички «да» и «нет» и задайте несложный вопрос.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Специалист
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 4789
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
Имя и дата рождения особого ребенка: -
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------
Откуда: Москва,
Поблагодарили: 14 раз

Re: метод альтернативной коммуникации Розмари Кроссли

Сообщение Специалист » 08 дек 2013, 23:23

Начать можно с самого простого: из нескольких написанных на отдельных полосках бумаги слов предложите выбрать слово, соответствующее предложенному рисунку. Можно выбрать слово для завершения предложения, подобрать рифму, выбрать ответ на вопрос и т.п.

У многих детей «с проблемами» имеются серьезные нарушения слухового восприятия, и если Вам кажется, что ребенок не понимает вопрос, попробуйте задать его в написанном виде. Используемый материал должен быть увлекательным; Вам виднее, какая тема окажется наиболее интересной для Вашего ребенка.

Будьте готовы к неожиданностям: родители сплошь и рядом не подозревают, что на самом деле знает и может их ребенок.



Разумеется, не все могут одинаково продемонстрировать умение читать. У многих слишком серьезные нейромоторные проблемы, которые невозможно преодолеть без специальной помощи и тренировки. В этом случае, чтобы научить правильно показывать на желаемый объект, в начале обучения можно пользоваться рисунками, пиктограммами и просто реальными предметами.

Другие дети действительно не умеют читать, это касается в первую очередь тех, кто был лишен возможности видеть печатный текст.

Любого ребенка, особенно же ребенка «с проблемами», необходимо как можно раньше учить чтению, это умение не повредит, а в дальнейшем может оказаться спасительным. Если Вы абсолютно убеждены, что ребенок читать не умеет, мы настоятельно советуем проводить его обучение по одной из предлагаемых методик (4 или 5).



Как следует начинать?

Прежде всего, объясните ребенку, что вы собираетесь делать. Расскажите, что узнали про новый способ общения для тех, кто не может говорить, что вы предлагаете попробовать научиться.

Скажите, что вы знаете, какой он умный, что у него много интересных идей, но нет способа их выразить. Ваши объяснения должны быть полны уважения и уверенности в успехе. Ни в коем случае нельзя показать, что Вы сомневаетесь в способности ребенка понять вас.

Если Вы пробуете FC первый раз, можете сказать, что сами понимаете свою неумелость. Если ничего не получается, вы должны брать на себя ответственность за неудачу.
Facilitated-Communication-4-225x300.jpg
Сначала предстоит определить, когда, где и как будет удобнее работать. Устройтесь с ребенком так, чтобы вам было удобно, устно, и никто не мешал.

Определите ведущую руку. Если ребенок одинаково использует обе руки, решите, какой рукой будет удобнее работать Вам, и в дальнейшем уже не меняйте. Иногда приходится убирать «ненужную» руку, чтобы она не мешала, например, засунуть ее в карман, предложить держаться за край стола или просто сесть на нее.

Для использования метода не требуется никакого специального оборудования, попробуйте, что Вам подойдет. Это может быть картонка с написанными буквами, расположенными в алфавитном порядке или в таком как на клавиатуре компьютера. Подберите удобный размер таблички и букв; нам кажется наиболее удобным размер таблички 10 Х 15 см, но, конечно, некоторым может понадобиться картонка большего размера (рис. 1).

Изображение

Рис. 1. Табличка с текстом.

Таких табличек должно быть много, чтобы они всегда оказывались под рукой, когда ребенок захочет что-то сообщить. Неудобство их состоит в том, что Вам придется запоминать длинную последовательность букв, но вначале, пока сообщения простые, это самый подходящий способ.

Кому-то подойдет обычный компьютер. Как правило, детям очень нравится видеть на экране напечатанный ими текст, к тому же есть возможность видеть и исправлять ошибки.
FC-300x259.jpg
Можно пользоваться электронной записной книжкой, но это уже потребует значительных навыков и от Вас, и от ребенка.

Помните, что дело не в сложности и дороговизне прибора: самые увлекательные сообщения Вы можете получить на обыкновенной картонке с буквами.

Удобно иметь готовые слова и фразы (да, нет, устал, стоп, не знаю, не хочу говорить об этом, спасибо, пожалуйста и т.д., написанные с обратной стороны или на отдельной табличке, это поможет Вам лучше понимать друг друга и сэкономит время.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Специалист
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 4789
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
Имя и дата рождения особого ребенка: -
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------
Откуда: Москва,
Поблагодарили: 14 раз

метод общения с неговорящими детьми Розмари Кроссли

Сообщение Специалист » 08 дек 2013, 23:16

Метод альтернативной коммуникации Розмари.

Статья Елизаветы Заварзиной-Мэмми о том, как обучать особых детей с тяжелыми нарушениями речи методу альтернативной коммуникации, в которой она делится личным опытом общения по этой системе со своим сыном Петром. Так, что это не «голая» теория, а очень практическая работа. Статья написана была в 2003 году.

В последние два десятилетия появились методики, расширяющие возможности общения для людей с тяжелыми нарушениями речи (TEACH, ABBA и др.). Первоначально большая часть работ была ориентирована на людей с физическими проблемами, такими как ДЦП.

Для тех, кто не владел устной речью и не мог использовать «знаковое общение» (писать, печатать или показывать рукой на дисплеях) были созданы различные приспособления (указки для глаз, переключатели и т.д.).

Многие успешно используют рисунки, пиктограммы и другие графические символы. Но, несмотря на все существующие стратегии, остается большое число тех, кто ни с одной из этих систем не может достичь достаточно быстрой функциональной коммуникации.

Для таких людей, в том числе с нарушениями аутистического спектра, очень удачным способом полноценного общения оказался метод FC (Facilitated Communication – «облегченная», «облегчаемая» или альтернативная коммуникация).

При использовании этого метода люди, которые не могут говорит совсем или имеют очень ограниченную речь, применяют вспомогательную систему коммуникации при помощи партнера («фасилитатора»), который обеспечивает необходимую физическую и эмоциональную поддержку, помогает преодолеть нейромоторные трудности, не позволяющие выполнить желаемое действие.

Автор этого метода – австралийский педагог Розмари Кроссли. Она разработала и начала применять его около 15 лет назад, первоначально используя FC для детей с различными формами параличей, помогая своим ученикам показывать буквы и составлять из них слова и предложения на картонке с написанным алфавитом (6).
Изображение
Оказалось, что многие из ее участников, считавшихся глубоко умственно отсталыми, на самом деле просто были лишены возможности проявить свое понимание и интеллект. Ограниченная речь или ее отсутствие далеко не всегда свидетельствуют о снижении интеллекта. Как считает Кроссли, «если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать».

В 1986 году она возглавила центр DEAL, в котором применяется метод FC. Первоначальные результаты тестирования 430 пациентов удивили: оказалось, что около 70 % детей старше 5 лет обладали полезными навыками грамотности, позволившими им печатать (или показывать какие-то простые слова и предложения), причем этих детей никто специально чтению не обучал (7).



В 1992 году с методом Кроссли познакомился Дуглас Биклен, профессор Сиракузского университета в Нью-Йорке. Если Р. Кроссли начинала работать с людьми с тяжелыми формами параличей и только впоследствии обнаружила, что метод работает также и с людьми, имеющими нарушения, аутистического спектра, то Биклен достиг особенно значительных успехов именно в работе с аутистами (8).

В настоящее время метод FC успешно используется во многих странах. В нашей стране также имеется опыт его использования (1, 2). Недавно вышла книга, написанная молодым человеком, применившим метод FC (3).

Нам представляется целесообразным поделиться с родителями и специалистами своим практическим опытом по использованию метода FC.

Наше собственное знакомство и обучение методу началось в 1998 году в США (IAHP), затем было продолжено на курсах по FC во Франции и расширено благодаря помощи и практическим советам Р. Кроссли и материалам Сиракузского универститета.



Главная цель FC – позволить ребенку общаться с окружающими способом, который ранее был ему недоступен, используя таблички с алфавитом, клавиатуры, таблицы с рисунками или пиктограммы.

Конечно, чтобы писать или печатать, надо уметь читать, и сразу возникает вопрос: как узнать, умеет ли ребенок читать? Первое, о чем мы хотим предупредить: если ребенок не может сразу научиться правильно показывать буквы и слова, это не значит, что он читать не умеет.

Проверка умения читать у человека, который не может ни говорить, ни самостоятельно писать, требует большого терпения и изобретательности. Однако, существует множество возможностей это выяснить.

Ответить

Вернуться в «Интеллектуальное развитие детей»