Развитие ребёнка к 5 годам

Ответить
Неля
Житель
Житель
Информация о пользователе
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 10 мар 2013, 18:55
Проживание: Новосибирск
Допсеминары: 3
Имя и дата рождения особого ребенка: Егор
Откуда: Новосибирск

Re: Развитие ребёнка к 5 годам

Сообщение Неля » 11 мар 2013, 14:20

прикольно, надо почитать проверить Егорку :)

Специалист
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 4789
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
Имя и дата рождения особого ребенка: -
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------
Откуда: Москва,
Поблагодарили: 14 раз

Развитие ребёнка к 5 годам

Сообщение Специалист » 22 июн 2012, 03:43

• Эстетическое развитие
В младшем дошкольном возрасте эстетическое отношение к миру становится более многогранным. Это уже не только отношение к природе и окружающей предметной среде, но и к миру людей — к себе, родным, сверстникам, другим взрослым. Ребенок начинает видеть и оценивать свою внешность, костюм; приучается следить за чистотой рук, лица, одежды; учится аккуратно и красиво есть. Он начинает понимать, что красиво, а что безобразно в общении и отношениях людей. Эстетическое и нравственное — единые по своей сути — объединяются в сознании и поведении конкретного ребенка.
Младший дошкольник обладает более широкими возможностями как в приобщении к искусству, художественным образам, так и в овладении художественной деятельностью. Его отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, элементарное осознание их содержания. Так, слушая яркую, энергичную, четко организованную ритмически музыку марша, ребенок прежде всего воспринимает ее общее приподнятое настроение и улавливает связь с определенным характером движения. В системе художественных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью и сенсорными способностями утверждается художественное мышление. Ребенок сравнивает художественные образы между собой, соотносит их с соответствующими явлениями жизни и приходит к своим первым обобщениям.
Художественная литература
На пятом году жизни дети начинают более целостно воспринимать сюжет произведений, понимать смысл поступков отдельных героев. В процессе общения с детьми взрослый может уже более определенно судить о соответствии действий и высказываний ребенка художественному произведению. Многие дети не могут изложить содержание текста в развернутой речевой форме, но демонстрируют его адекватное понимание в игровых действиях с картинками, игрушками, в диалоге со взрослым и сверстниками. Возможна в этом возрасте и другая ситуация — когда дети словесно воспроизводят достаточно сложные тексты или их фрагменты, в понимании которых они затрудняются.
К пяти годам наряду с эмоционально-целостным переживанием литературного произведения дети выделяют отдельные образы и элементы сюжета, начинают «манипулировать» и «играть» с ними. При этом они досочиняют и модифицируют отдельные эпизоды, придумывают собственные сказки, включающие выделенные ими литературные образы, строят игровые сюжеты на основе художественных произведений. Дети могут объединять те или иные литературные образы, создавая художественные типажи — обобщенные образы на основе единой эмоционально-смысловой доминанты (например, Карабас-Барабас — Дуремар — Бармалей — Соловей-разбойник; Золотой петушок — Синяя птица — Петушок-золотой гребешок).
К пяти годам появляются выраженные предпочтения отдельных сюжетных действий и типов персонажей. Все это представляет собой обобщение уже достаточно богатого литературного опыта пятилетнего ребенка.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Развивать у детей способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики — сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора; эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.
Привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации.
Знакомить детей как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.
Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности, произведений поэтического фольклора.
Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование и др.
Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры — бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать именно эту книгу.
Иллюстрации являются одним из основных опорных средств, позволяющих ребенку следить за развитием действия и понимать текст. В связи с этим необходимо использовать высокохудожественные, нестереотипные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках. Дети трех-, четырехлетнего возраста чаще всего воспринимают текст только в связи с конкретной картинкой, т. е. текст озвучивает картинку. Поэтому некоторые произведения должны непременно представляться ребенку без зрительной опоры для развития его воображения, умения слушать и воспринимать художественную речь. В особенности это касается произведений с высокой неопределенностью и выразительностью образов (малые формы фольклора, стихи).
К пяти годам ребенок:
— может назвать несколько произведений, которые ему нравятся;
— ответить на вопросы: какая книга тебе нравится? о чем она? о ком рассказывается в этой сказке? кто еще был в сказке? что они делали? чем все закончилось?
может разложить картинки в соответствии с развитием сюжета в известной ему сказке. Если среди этих картинок оказалось изображение лишнего персонажа, ребенок откладывает его, но может по просьбе педагога затем придумать, что было бы, если бы этот герой оказался в сказке;
— эмоционально воспроизводит по собственному выбору небольшое стихотворение (потешку) или отрывок ритмически организованного текста (например, песенку колобка, петуха, отдельные лейтмотивы из сказок);
— использует литературные образы в самостоятельной деятельности — игре, рисовании и др., в ситуациях каждодневной жизни («Водичка, водичка, умой мое личико», «Спи, глазок, спи, другой», «Ох, нелегкая это работа — Из болота тащить бегемота!» и т. п.).

Изобразительное искусство
Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста непосредственна; образы, создаваемые детьми, наивны, отличаются декоративной яркостью, напоминают фольклорные. Процесс рисования, лепки, аппликации — это не только передача отдельных черт и свойств объектов, но и момент активного «вхождения» в образ, когда перед ребенком как бы оживают мазки, линии, формы.
Создавая образ, дети четвертого года жизни используют цвет для украшения рисунка, ритмично повторяя мазки, пятна по всему листу. Выбирая цвета красок, карандашей, они выражают свое эмоциональное отношение к образу. Постепенно у детей возникает предпочтение отдельных цветов.
Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции — располагают предметы ритмично в ряд, повторяя их изображения несколько раз. Стремясь передать движение, дети часто используют линии разных очертаний и протяженности, заполняя ими весь лист: так, машина может ехать по длинной дороге или по кругу и т. п.
У детей уже достаточно развита координация движений, что дает возможность изображать предметы, фигуры, узнаваемые по отдельным признакам. Используя доступные им изобразительно-выразительные средства — линии, формы, цветовые пятна, мазки,— дети могут передавать несложный сюжет. У них развивается способность к преднамеренному созданию образа, замысел становится более устойчивым. Дети могут самостоятельно рассказать о том, что у них получилось в лепке, рисунке, аппликации. Младшим дошкольникам доставляет удовольствие видоизменять комок глины, пластилина и узнавать в очертаниях комка различные образы.

Дети четвертого года жизни, занимаясь аппликацией, с интересом раскладывают готовые формы, используя пространство листа: выбирают круги, квадраты, чередуя их по цвету и любуясь красотой простейших цветовых композиций. Из готовых частей составляют изображения предметов, персонажей, учатся ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, рядом и т. д.).
Критерии эстетических оценок результатов изобразительного творчества своего и сверстников очень элементарны. Дети предпочитают те рисунки, в которых ярче цветовая гамма или более разнообразно изображены предметы. Они не могут еще дать развернутую оценку рисунку, чаще характеризуют свой выбор одним словом — «красиво», «нравится».

У детей пятого года жизни интерес к различным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации — становится более устойчивым, возникают новые образы природы, людей, животных, игрушек. Появляется сюжетное и декоративное рисование. При создании того или иного образа ребенок чаще мотивирует выбор средств изображения.
Освоив формообразующие движения, он увереннее передает разные по форме предметы: например, рисует улицу города с транспортом (дома, машины). Воплощая свой замысел, ребенок ищет новые средства и способы изображения, сочетая в рисунке графический и живописный, а в лепке конструктивный и пластический способы. Для изобразительной деятельности детей пятого года жизни характерно разнообразие композиции (фризовая, линейная, центральная), декоративность цветовых очертаний форм, мазков, динамичность фигур.
В аппликации у детей появляются декоративные узоры, обогащается цветовая гамма. Дети уже могут самостоятельно вырезать простейшие изображения предметов, составляя из них несложные сюжеты: «снеговик рядом с деревом», «елочка, украшенная разноцветными шарами, огоньками» и т. д.
Дети проявляют интерес к коллективным работам, они уже могут договариваться между собой (хотя помощь взрослого им еще нужна). Иногда ребенок проявляет неуверенность, нуждается в поддержке со стороны педагога, сверстников. В сотворчестве с другими детьми такие дети способны преодолеть робость. Они начинают действовать увереннее, смелее; каждый может найти свое место в коллективной работе.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Сформировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения красками, карандашами, а также с помощью глины, пластилина, готовых аппликативных форм.
Побуждать детей всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов в собственных рисунках, находить сходство с предметами и явлениями.
Учить самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, форму, композицию) и различные материалы: краски, карандаши, бумагу разных цветов и размеров, глину, пластилин и др.
Развивать способность самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого различ¬ные технические навыки и приемы.
Учить детей в сотворчестве с взрослым и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации.
Занятия по разным видам изобразительной деятельности, на которых дети осваивают навыки, умения по рисованию, лепке, аппликации, тесно связаны между собой. Например, ребенок, овладевая формообразующими движениями, передает округлую форму на плоскости (в рисунке, аппликации) и в объеме (в лепке). Он замечает отличия контурного изображения на листе бумаги от объемной формы, которую можно передвигать в пространстве (ближе, дальше), рассматривать с разных сторон. Взаимосвязь видов изобразительной Деятельности иногда возможна на одном занятии, когда дети, например, Наклеивают силуэт вагона, а затем рисуют пассажиров («они смотрят из оКОн»), Сочетание разных способов изображения дает возможность учить детей сравнивать их между собой.
Рассматривая картинки, предметы прикладного искусства, дети выбирают те, которые им больше нравятся, обращая внимание на цвет игрушки, наиболее выразительные черты персонажа.
Изобразительной деятельностью дети занимаются не только организованно, но и самостоятельно в детском саду и дома. Воспитатель консультирует родителей по организации этой деятельности в семье. Беседует с ними о необходимости проявления уважения к детскому творчеству, интереса к содержанию детских работ.
К пяти годам ребенок:
— проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, изобразительной деятельности;
— способен создавать в рисунке, аппликации образы, отражающие специфику восприятия им объектов окружающего мира, отношение к ним;
— обладает элементарными способностями к изобразительной деятельности (чувством цвета, форМЫ) композиции);
— в рисунках передает сюжет, самостоятельно выбирает способы изображения и художественные материалы;
— создает декоративные композиции, принимает участие в коллективных работах;
— проявляет интерес к результатам изобразительного творчества, способен давать элементарную оценку рисункам, лепным и аппликативным работам как своим, так и сверстников;
— владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности.
Музыка
В период от трех до пяти лет у большинства детей высок уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий ею.
Интонационно-слуховой опыт уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра (марш, песня или танец). Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко контрастные по настроению музыкальные пьесы: веселая - грустная музыка. При этом большинство из них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а на какое- либо одно. Чаще всего это темп, реже — тембр или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка — значит, веселая», «медленная — значит, грустная».
В дальнейшем, по мере музыкального развития, накопления музыкального опыта дети начинают ориентироваться на все более полный комплекс средств музыкальной выразительности.

На пятом году жизни у наиболее продвинутых в музыкальном отношении детей происходит качественный скачок в развитии музыкального восприятия: они начинают выделять в сложной музыкальной ткани мелодию и составляющие ее интонации, ориентироваться на них при определении характера музыкального произведения. Это приводит к значительно большей адекватности восприятия музыки и обогащению ее индивидуальной интерпретации. На смену бедным, односложным ответам приходят развернутые сюжеты, богатые действиями, эмоционально окрашенные.
Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности.
Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке, могут попрыгать-«поплясать» под веселую музыку, постоять и послушать грустную. Они воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласуя движения с ее характером («Игра с песком», «Игра в снежки» и т. п.).
В этом возрасте дети плохо ориентируются в пространстве зала и не охватывают его во время движений. Они стараются держаться вместе, плотной группой, с трудом преодолевая это стремление.

Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей четвертого года даже внешне: у них более пропорциональное сложение (удлиняются конечности относительно тела), начинает приподниматься свод стопы. Они очень активны, моторны; в окружающем пространстве ориентируются более уверенно.
Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и менее контрастной двух- и трехчастной музыки; самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения.
Дети уже овладели некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега, прыжков). Могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистром и др.); используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц, в сюжетных игровых этюдах.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Способствовать возникновению потребности в прослушивании музыкальных произведений, увеличению запаса музыкальных впечатлений.
Постепенно развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать и определять его общий характер и настроение контрастных частей; определять элементарный жанр пьесы.
Учить детей слышать тембр различных инструментов (контрастных групп — фортепиано, скрипки, флейты, арфы), изменения в звучании симфонического оркестра; дифференцировать звучание голосов — соло и хора.
Развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику ее образов; воспроизводить изобразительные движения (жалею подружку, качаю куклу, глажу котенка).
Поддерживать желание детей передавать в рисунках настроение музыки, ее образы.
Развивать у детей средствами музыкального движения эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальное восприятие и память.
Учить их естественной, свободной и выразительной пластике, умению отразить в ней характер музыки; различным видам основных и танцевальных движений, не добиваясь качественных характеристик их исполнения.
Развивать мышечное чувство в упражнениях на чередование напряжения и расслабления различных групп мышц.
Формировать свободу и выразительную пластику рук. Формировать чувство музыкального ритма, работая над равномерностью движений, соответствующей метрической пульсации музыки, и воспроизведением несложных ритмических рисунков.
В музыкально-двигательных этюдах игрового характера использовать выразительную мимику и пантомиму.
Учить водить хоровод; танцевать парные и образные танцы.
Вовлекать детей в музыкально-двигательное творчество.
Учить свободно ориентироваться в пространстве зала.

К пяти годам ребенок:
— эмоционально реагирует на музыку, испытывая радость от встречи с ней;
— достаточно внимательно слушает ее; короткие пьесы — от начала до конца;
— может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр, в отдельных случаях — интонационно-мелодические особенности музыкальной пьесы).
слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;
— определяет, к какому из трех жанров принадлежит прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполняется;
— может выразить свои впечатления от музыки в музыкальном движении, рисунке;
— с большим желанием двигается под музыку; движения его просты, естественны, достаточно выразительны и разнообразны по настроению. Они подсказаны сюжетом игры или этюда, общим характером музыки и яркими средствами музыкальной выразительности. Узнает музыку марша, легкого бега, пляски и выбирает соответствующие движения; активно включается в творческие задания;
— достаточно хорошо владеет пространством зала и может участвовать вместе со взрослыми в различных перестроениях. Начинает осваивать язык танцевальных движений, но воспроизводит пока только их общий рисунок, без технической точности деталей.
Пение
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого голоса. Певческие навыки, которые ребенок приобретает легко и быстро, взрослому даются с трудом. Об этом свидетельствуют научные исследования и данные передовой педагогической практики.
Кроме того, в процессе традиционного разучивания песен, когда педагоги работают фактически только над чистотой интонирования и не занимаются собственно постановкой голоса, у детей стихийно формируются неверные певческие механизмы, плохо поддающиеся перестройке. Хор в детском саду традиционно строится без учета природных типов певческих голосов детей, в то время как эти типы слышны уже в криках новорожденных младенцев.
Со всем этим связаны отрицательные характеристики певческих голосов детей — выпускников детских садов, недостатки в интонировании мелодии голосом, большое число детей с низким уровнем слухо-вокальной координации.
У детей трех-пяти лет еще не сформированы ни вокальные связки (которые как таковые возникают лишь к б годам и доразвиваются к 12), ни способность к чистому интонированию мелодии голосом. Певческий голос у большинства детей очень слаб, часто с хрипотцой, дыхание короткое. Лишь у некоторых дошкольников, от природы имеющих высокую певческую позицию, голос звонкий, чистый, полетный. Артикуляция в пении (и речи) у большинства детей нечеткая, некоторые звуки отсутствуют вообще.
Подавляющее большинство детей четвертого года жизни находится на начальных, первых трех, этапах становления интонирования мелодии голосом: примерно четвертая часть детей не интонирует вообще (1-й этап); большинство детей либо интонирует 1—2 звука мелодии, пропевая на них всю песню (2-й этап), либо воспроизводит только общее направление движения мелодии (3-й этап). В конце четвертого и на пятом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии интонирования.
Уже на четвертом году жизни выявляется тип певческого голоса- высокий, средний или низкий, причем у большинства детей — средний. Результаты первичной диагностики типа звучания певческого голоса, основанной на определении тембра, общего и примарного (зона наиболее свободного и красивого звучания) диапазонов, не могут рассматриваться как окончательные. В процессе занятий может произойти коррекция этих результатов.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Охранять, беречь детский певческий и речевой голос. Формировать умение слушать и слышать красоту звучания певческого голоса человека.
Формировать у детей потребность и умение подпевать взрослому, а затем петь выразительно и музыкально, никогда не форсируя звук
Формировать у детей общую и специальную пластику как основу резонансных ощущений в пении.
Учить детей четко артикулировать согласные и ясно произносить гласные звуки.
Научить читать стихи, тексты песен нараспев в медленном темпе за счет протяжного произношения ударных гласных.
Учить свободно, без «зажимов» петь короткие распевки и песни в удобной тесситуре, соответствующей типу звучания голоса ребенка.
Развивать чистоту интонирования мелодии голосом.
Развивать исполнительские способности.
К пяти годам ребенок:
— владеет определенным объемом общих и специальных движений, необходимым для резонансного пения;
— приобрел ощущения резонансного пения;
— владеет достаточно четкой артикуляцией в пении;
— с удовольствием поет несложные песни в удобной тесситуре и небольшом диапазоне;
— благодаря относительной свободе звукоизвлечения может исполнить их выразительно и музыкально;
— приобрел правильное положение корпуса в пении, привычку распределять дыхание.
Игра на детских музыкальных инструментах
Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям большую радость, привлекает их к музыке, способствует общению друг с другом. Если игра на детских музыкальных инструментах построена на слуховой, т. е. собственно музыкальной основе, как деятельность подбора по слуху, в ней развивается вся система музыкальных способностей, в первую очередь тембровый и мелодический слух и чувство музыкального ритма.
У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно развит тембровый слух, что позволяет хорошо ориентироваться в тембровом разнообразии звучания инструментов и контрастных регистрах. Высокая степень развития динамического слуха делает возможным воспроизведение на детских музыкальных инструментах не только контрастных степеней громкости (форте и пиано), но и тонких переходов между ними.
В системе чувства музыкального ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа. При этом они успешнее всего справляются с воспроизведением относительно быстрого темпа, а затем — и со средними его градациями.
В целом в младшем дошкольном возрасте деятельность подбора музыки по слуху в своем формировании проходит две первые ступени — ориентировочно-тембровую и ритмическую, которые предшествуют становлению мелодической ступени в старшем дошкольном возрасте.
Подбор по слуху развивает у детей творческий, продуктивный компонент музыкального мышления, без которого невозможно музыкальное творчество. Основной вид музыкального творчества в дошкольном детстве — импровизация. На четвертом году жизни большинство детей находится на первом — ориентировочно-тембровом этапе развития инструментальной импровизации, на котором ребенок исследует клавиатуру инструмента, прислушиваясь к тембрам его звучания. В его импровизациях пока отсутствуют четкие ритмические и законченные мелодические структуры.

На пятом году жизни большинство детей переходит на ритмический этап развития импровизации, который характеризуется разнообразием и богатством ритмических структур, интересно объединяемых детьми в различных построениях.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Знакомить с тембрами различных детских музыкальных инструментов и способами звукоизвлечения; поощрять самостоятельный выбор и обследование этих инструментов.
Развивать динамический слух в процессе исполнения музыкальных произведений.
Учить детей воспроизводить равномерную метрическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских ударных инструментах.
Учить совместному со взрослым музицированию на фортепиано (или другом чисто настроенном музыкальном инструменте), используя песни-ритмы, построенные на одном звуке.
На пятом году жизни учить детей (лучше на фортепиано) подбирать по слуху эталонные мелодические построения (мажорный тетрахорд, пентахорд, гамму, нисходящую терцию — «зов кукушки», восходящую кварту и др.); способствовать переносу приобретенных на фортепиано способов действий на другие детские музыкальные инструменты.
Развивать чувство ансамбля, интерес к игре на деревозвучных, металлозвучных и других музыкальных инструментах.
Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
К пяти годам ребенок:
— овладевает способами игры на различных по тембру ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах, знает их названия;
— может сопоставить тембры звучания исполняемой пьесы с тембрами имеющихся музыкальных инструментов и выбрать наиболее подходящие для аккомпанемента и «соделывания» музыки;
— может играть в деревозвучных, металлозвучных и смешанных составах ударных ансамблей и оркестре детских музыкальных инструментов под аккомпанемент музыкального руководителя или фонограмму;
— овладевает равномерной метрической пульсацией; может эмоционально и легко воспроизводить простые песенки-ритмы на фортепиано и различных детских музыкальных инструментах; начинает овладевать деятельностью подбора мелодий по слуху;
— начинает импровизировать на детских музыкальных инструментах.
Музыкальная игра-драматизация
Музыкальная игра-драматизация — уникальный по своим развивающим возможностям синтетический вид детской деятельности. Он может объединять в себе музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче — созданию художественного образа. Это комплексное, иногда совместное со взрослыми, игровое действие детей, в котором происходит общение, опосредствованное ролью и музыкой.
Музыкальная игра-драматизация — переходная форма от игры к спектаклю, искусству театра. Близость к игре — ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника, характерное для нее перевоплощение в образ того или иного персонажа создают особо благоприятные условия для творчества детей и проявления их индивидуальности. Дети хорошо включаются в игру, «входят в роль», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную деятельность, продолжая жить в образе. В то же время в отличие от игры музыкальная игра-драматизация — специально организованный взрослыми вид детской деятельности, результат которой — поставленный спектакль — рассчитан на показ другим людям.
Этот вид музыкальной деятельности не только обладает большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средством коррекции личности. Многие «зажатые» дети неожиданно свободно именно в нем себя проявляют. Это, по-видимому, объясняется тесной связью игры-драматизации с игрой и ролью как средством психологической защиты.
Уровень развития у детей речи, невербальных средств коммуникации (мимики, пантомимы), музыкальных способностей, степень овладения каждым видом музыкальной деятельности позволяют младшим дошкольникам осваивать этот сложный вид музыкальной деятельности и реализовывать себя в нем.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Формировать и развивать у детей ролевые действия в игре-драматизации, умение принимать воображаемую ситуацию.
Вести детей от исполнения роли всей группой к исполнению ее малой группой и, наконец, к индивидуальному творческому воплощению.
Создавать условия для появления и развития детского музыкально- двигательного и речевого (интонационного) творчества в игре-драматизации.
Учить ориентироваться в пространстве сценической площадки и следовать определенным правилам положения и движения по ней.
Учить детей следить за развитием действия и вовремя включаться в него.
Привлекать их к изготовлению декораций и элементов костюмов.
К пяти годам ребенок:
— с большим желанием участвует в музыкальной игре-драматизации, легко решает простые игровые задачи, следит за развитием сюжета и во время включается в действие;
— может играть ту или иную роль индивидуально;
— вносит элемент творчества в ролевое поведение, музыкальное движение, речевое интонирование;
— относительно свободно ориентируется в пространстве «сценической площадки»;
— достаточно музыкально и выразительно двигается, поет, танцует в соответствии с образом и характером музыки.
Общие показатели эстетического развития
К пяти годам ребенок:
- приобрел определенный круг представлений об эстетическом в окружающем мире; ярко эмоционально реагирует на красивое—некрасивое в нем;
— имеет опыт восприятия литературных произведений; может ответить на вопросы по содержанию хорошо знакомых сказок; восстановить их сюжет по картинкам; начинает фантазировать на основе литературных образов и использовать их в игре;
— приобрел небольшой опыт восприятия произведений изобразительного искусства, познакомился с основными его видами; в собственной изобразительной деятельности создает индивидуальные образы, которые отличаются декоративностью и эмоциональным отношением, выраженным в цвете, графике, композиции;
— научился достаточно внимательно слушать музыку, эмоционально реагирует на нее, может определить общее настроение музыкального произведения и его жанр (марш, песня, танец);
— может музыкально и достаточно пластично воспроизвести некоторые виды основных движений (шага, бега, прыжков) и общий рисунок танцевальных; в танцах становится элементарно выразительным; с удовольствием придумывает движения, соответствующие настроению музыки и сюжету этюда или игры;
— может спеть простую песню в удобной, соответствующей его голосу тональности; интонирует общее направление движения мелодии, чисто поет отдельные ее отрезки (с аккомпанементом);
— овладел различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах; научился играть в ударном оркестре, воспроизводя общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические краски, метрическую пульсацию.
— с большим интересом и желанием участвует в музыкальных играх- драматизациях; берет на себя роль того или иного персонажа и музыкально действует в образе, внося элементы творчества в его двигательные и интонационно-речевые характеристики

Специалист
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 4789
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
Имя и дата рождения особого ребенка: -
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------
Откуда: Москва,
Поблагодарили: 14 раз

Развитие ребёнка к 5 годам

Сообщение Специалист » 22 июн 2012, 03:42

К пяти годам ребёнок:
- может создавать сюжет для ролевой игры, используя знания, полученные из разных источников;
- взяв на себя роль, может развёртывать сюжет совместной игры, изменять ролевую позицию в зависимости от смены роли партнёра;
- реализуя игровой замысел, использовать условно-предметные действия, жесты, словесные обозначения; свободно переходить от ролевых действий и отношений в план реальных отношений партнёров по игре;
- создает предметно-игровую ситуацию для реализации своего замысла, используя готовые игрушки, атрибутивные принадлежности, предметы-заместители, воображаемые предметы, игровые модули для обозначения событийного пространства своей игры.
• Речь и речевое общение
Основная функция речи – функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. В связи с развитием игровой деятельности, переходом от предметно- манипулятивных и индивидуальных сюжетно - отобразительных игр к совместной сюжетно-ролевой игре возникают новые потребности общения. Благодаря этому появляются новые типы высказываний: комментирующие собственные игровые действия, корректирующие поведение партнёра, планирующие ближайшие действия и распределение ролей.
Дети используют такие средства коммуникации, как улыбка, смех, выразительные движения, позы, контакт глаз. Речевые действия при этом, как правило, не скоординированы. Дети говорят вслух в присутствии друг друга и часто не обращают внимания на высказывания соседа. Развитие диалога со сверстником выражается в согласовании практических действий, в адекватном ответе действием на речь партнера и затем в согласовании высказываний.
В младшем дошкольном возрасте формируется умение слышать и корректировать собственное звукопроизношение, улавливать (осознавать) общее и различное в звучании слов. К пяти годам усвоение звукопроизношения в основном завершается. Встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся чётко; Р заменяется на Л или ЛЬ.
Словарь обогащается в связи с расширением ориентировки в окружающем. Ребёнок знакомится с новыми предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни и одновременно узнает их названия. Словарь пополняется наименованиями разных частей речи (существительными, глаголами, прилагательными), обобщающими словами (игрушки, животные, овощи), антонимами. Ребёнок учится оперировать словарем, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Задаёт многочисленные вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях. Особое значение имеет активизация глаголов. Использование глаголов придаёт речи динамизм, организует синтаксическую структуру предложения и создает основу для порождения коротких текстов повествовательного характера. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками, рифмами, словотворчество). Своеобразное экспериментирование со словом, обыгрывание звуков, «нащупывание» формы слова приводят к резкому увеличению количества сконструированных детьми слов и форм, отсутствующих в языке взрослых. Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития!

Для развития речи детей младшего дошкольного возраста, ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями, побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением, использовать словарь без опоры на наглядно представленную ситуацию.
Помогать налаживать общение со взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации. Стимулировать проявление собственной речевой активности: обращение с просьбами и предложениями к партнёрам по общению, использование речи при обозначении игровых действий, предметов-заместителей, ролей.
Побуждать самостоятельно конструировать слова и их формы, грамматически изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными.
Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать артикуляцию, умение четко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать интонационную сторону речи, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.


К пяти годам ребёнок способен:
- общаться со взрослым на темы, выходящие за пределы не посредственно воспринимаемой ситуации;
- налаживать с помощью речи взаимодействия со сверстником в самодеятельной сюжетно-ролевой игре;
- активно и самостоятельно осваивать язык, что проявляется в играх со звуками, рифмами, в словотворчестве, в вопросах о названиях и назначении предметов;
- в основном правильно произносить звуки (допускается замена звуков Р, Л, неустойчивое произношение шипящих).

• Социальное развитие

К 5-ти годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Ребёнок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени.
Общение со взрослыми и сверстниками дает ребёнку возможность осознать свое Я. Именно в общении происходит становление образа Я. При благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребёнку, удовлетворяется его потребность в одобрении, положительной оценке, признании. Негативный опыт общения приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости.
Самооценка ребёнка, как правило, завышена.
С возрастом развивается адекватная оценка ребёнком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).
К 5-ти годам ребёнок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения: «Если я сделаю плохо другому, то будет грустно и неприятно ему и мне; если я поступлю хорошо – нам обоим будет радостно». У ребёнка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определённых видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики в машинки» и др.).

В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние.
Поддерживать высокую общую самооценку личности ребёнка («Я – хороший»).

Для психологического комфорта ребёнка в обществе (в детском саду), его эмоционального благополучия среди взрослых и сверстников, получения радости и удовольствия от отношения с ними необходимо:
- раскрывать ребёнку мир чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний людей;
- развивать стремление видеть и понимать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояния;
- развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку и т.д.);
- воспитывать умение использовать способы общения, принятые в обществе: приветливо здороваться и прощаться, доброжелательно высказывать свои просьбы и предложения; благодарить за помощь, угоще нье, за то, что сверстник уступил игрушку; приветливо откликаться на просьбу товарища; спокойно выслушивать ответ; выражать несогласие в приемлемой форме, не обижая другого.

Особенно важно поддерживать потребность в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя, свои силы («Я могу!»), самостоятельности («Я сам!»). Необходимо развивать адекватную конкретную самооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностного общения и поведения, а также оценку ребенком собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.). Воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. (Например, если сверстник заставляет ребенка сделать что-то неприемлемое (побить, унизить другого), он отказывает в категоричной форме. Научить «мириться» (посмотреть в глаза, улыбнуться, сказать: «Давай помиримся!»).
Необходимо помнить, что при авторитарной дисциплинарной позиции взрослого (например, за столом есть только молча, ходить всегда строем, парами и др.) у одних детей развивается активная защита: отрицание, озлобленность; у других — уныние, подавленность, чувство вины, страх сделать что-то не так, не по правилам, разочарование в себе и детском саде.
Очень важно понимать, что ребенку трех-пяти лет необходима похвала и положительная оценка взрослого. Высказывая похвалу-одобрение, полезно выразить свои положительные чувства («Мне приятно, что тебе нравится заниматься с конструктором», «Я рада, что ты пришел»).
Если ребенок своим поведением вызывает отрицательные переживания у взрослого, нужно сообщить ему об этом («Мне неприятно, когда дети меня не слушают»). Чтобы ребенок лучше понимал взрослого и самого себя, необходимо не только рассказать ему о своих переживаниях, но и «озвучить» чувства ребенка, показать, что взрослый готов разделить их («Я понимаю, что тебе трудно завязывать шнурки, но ведь на прогулке тебе захочется быстро бегать...», «Тебе грустно оттого, что мама ушла... Пойдем поиграем с куклами. Ты будешь дочкой, а я мамой. Давай?!»).
При обсуждении поведения ребенка целесообразно оценивать не личность ребенка в целом («Хороший!», «Добрый!», «Ленивый» и т. д.), а его конкретные действия и поступки («Ты по-доброму поступила — помогла Мише найти мяч»). Сравнивать достижения и поступки ребенка рекомендуется лишь с его же собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей («Ты нарисовала намного лучше, чем в прошлый раз», «Сегодня ты очень внимательно слушал и многое успел сделать»).
Для развития у ребенка стремления понять эмоциональное самочувствие взрослого, выразить сопереживание и оказать содействие необходимо использовать естественно возникающие ситуации («Ольга Леонидовна так много старается сделать к нашему празднику, она очень устала. Давайте поможем ей отнести и вымыть посуду»).
Для развития потребности в познании сверстника необходимо обсуждать с детьми вопросы типа: «С кем из детей нашей группы тебе больше всех хочется вместе играть (рисовать, строить из кубиков и т. д.)? Почему? Чем тебе нравится Олег? А кто из детей любит играть (рисовать, строить) с тобой?» и т. д. Вопросы такого рода помогают ребенку осознать положительные стороны других детей и самого себя. Важно также поддерживать разговоры о детях, возникшие по инициативе ребенка («А ведь, правда, Андрюша добрый?» — «Да, он всем разрешает поиграть в свои машинки»; «Шурочка лучше всех танцует». — «И очень приветливо улыбается» и т. д.).
В различных ситуациях, где одному из детей требуется помощь, сочувствие, нужно обращать внимание детей на эмоциональное состояние сверстника, проявить эмоциональную поддержку и содействие (Олечка плачет. Давайте спросим: «Что случилось? Что же нам делать? Как помочь ей?»).
Для приобретения опыта общения и обогащения детских взаимоотношений необходимо создавать условия для совместного участия мальчиков и девочек на добровольных началах в выполнении заданий, дежурстве в соответствии с психофизиологическими особенностями (сила, выносливость и т. д.) и с учетом традиционных представлений о мужских и женских ролях. Для знакомства с поло-ролевыми особенностями поведения персонажей, изображающих детей (мальчиков и девочек), важно создавать условия для организации совместных сюжетно-ролевых и других видов игр мальчиков и девочек, использовать художественную литературу, театральную деятельность, в которой дети сами участвуют или являются зрителями. По окончании представлений поговорить об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков (сильный, смелый, трудолюбивый, заботливый «папа» и т. д.) и девочек (нежная, скромная, красивая, заботливая, чуткая «мама» и т. д.).
При конфликте ребенка со взрослым или сверстником важно «договориться». Для этого необходимо прежде всего активно выслушать детей, т. е. обязательно «озвучить» их желания, потребности или затруднения. Потом сказать о своем желании или проблеме, а затем рекомендуется спросить: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», «Как нам поступить?» После этого обязательно подождать, чтобы дети первые предложили решение, и только затем поговорить о своих вариантах. Бесполезно требовать от них невозможного или трудно выполнимого, к чему они еще не готовы. Лучше изменить свои ожидания относительно того, что дети данного возраста «уже могут» делать. Такой способ разрешения конфликта приглашает к сотрудничеству и помогает создать атмосферу взаимного уважения.
• Познавательное развитие
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.
В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движения руки по предмету определяют движения глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию — сгибает, растягивает, царапает ногтями, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать их, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (системы цветов спектра, геометрических форм и др.)
Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка-дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними способствует осмысленному восприятию.
Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в этом процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.
В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка. Это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.
В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами.
Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте, у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.
Символическая функция — качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста — знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок — реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию с точки зрения другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, ребенок, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.
Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа: «Почему? Зачем?». Его начинают интересовать причины разных явлений.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, числе. В силу особенностей мыш¬ления ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и качественно отличны от представлений более старших детей.
Культура быта
Говоря о бытовой культуре, мы имеем в виду прежде всего умение существовать в мире природы и вещей, не нарушая естественного равновесия. Это, во-первых, заботливая, эмоциональная связь с тем местом на земле, где живет сам человек, а во-вторых, правильная организация собственной и, в первую очередь, хозяйственной деятельности. Все вещи, окружающие ребенка, независимо от их происхождения — естественного или искусственного — занимают определенное, им подобающее место, и используются определенным образом. Естественное любопытство и экспериментирование с предметами окружающего мира приводят ребенка к познанию их свойств. В городских условиях не всегда легко осуществить полный цикл хозяйственной деятельности. В детском саду и на прилегающем к нему участке — это можно. В бытовую культуру входит также часть вопросов, связанных с правильной организацией безопасного поведения.
Дети этого возраста готовы элементарно сами себя обслуживать. Они любят поддерживать традиции, обычаи, ритуалы. Младшие дошкольники понимают, например, где грязно или чисто, что сломано, что мешает идти (загромождает дорогу, где скользко, где мокро и т. п.). Они усваивают, что нельзя бросать на пол мусор, уничтожать созданные людьми предметы, рвать, ломать, мять, разорять. Развивается представление о том, что опасно делать, брать, есть и т. п. Детей особенно интересует, почему нужно поступать так, а не иначе, откуда появляются предметы и куда они исчезают. Они узнают материалы, из которых изготовлены предметы, и обобщают их возможности.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Развивать у детей представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности (в доме, на улице, в городе, в деревне). Знакомить с мебелью, одеждой, утварью.
Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд.
Воспитывать привычку к опрятности, самообслуживанию.
Вырабатывать осторожное поведение в ситуациях, чреватых опасностями.
Решая воспитательные проблемы, взрослый не торопит ребенка, давая ему возможность освоиться. Взрослый позволяет ребенку самостоятельно применить один из двух-трех безопасных, удобных, надежных способов достижения цели, которые до этого сам предложил ему на выбор (например, ручей можно перейти по камням, по доске, по бревну, вброд, надев резиновые сапоги).
Взрослый не отнимает опасные предметы, а просит отдать их, спокойно поясняя, почему они опасны. И обязательно, ни в коем случае не принуждая ребенка, тем или иным способом (убеждением, примером, рассказом о других детях, вспоминая свой опыт, демонстрируя плакат) добивается от него совершения необходимых для его здоровья и безопасности действий (пусть отсроченно, по другому поводу). Взрослый учит ребенка пользоваться ножницами и ножом, обязательно под наблюдением, так чтобы эти предметы стали хорошо знакомы ребенку. Взрослый внимательно и бережно относится к результатам труда ребенка (его рисункам, рукоделию, к тому, что он самостоятельно попытался вымыть посуду, что-то починить и т. п.). Если дети будут знать, что их труд вызывает уважение, то так же они будут уважать и ценить труд других людей.
Взрослый учит обращать внимание на оправданные способы решения бытовых проблем, на приемы целесообразного обращения с материалами и инструментами.
К пяти годам ребенок:
— умеет пользоваться предметами, окружающими его в повседневной жизни, знает, что о новых вещах можно и нужно задавать вопросы, интересуясь их названиями, назначением, происхождением, правилами обращения с ними; учится различать предметы искусственные и натуральные.
— в детском саду и дома знает, где должны лежать его вещи, одежда, обувь, где сушить мокрую одежду, где находится его кроватка, место за столом, где взять необходимую ему вещь, спрашивает у взрослого разрешения совершить то или иное действие, ставит его в известность о своих намерениях, не портит оборудования и др.;
— может соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных обстоятельствах, столкнувшись с чужими людьми. Он понимает, что без разрешения взрослых, прежде всего воспитателя, нельзя уходить с территории детского сада, выходить на улицу, брать непонятные предметы, поднимать вещи на улице, одному пользоваться ножом, ножницами, иголкой, брать спички и т. п.;
— правильно ведет себя в помещении (не подходит к открытому окну, не выходит на балкон, не играет с электрическими приборами и розетками, не трогает вентилятор и т. п.); оценивает возникающую ситуацию с точки зрения своих намерений и возможных последствий.
Природа и ребенок
Ребенок имеет определенный опыт наблюдений природных объектов и явлений: на участке сада, в ближайших парке, лесопарке, лесу; опыт контактов с животными (котенком, собакой, черепахой, птичками, разнообразными насекомыми — комарами, бабочками, стрекозами).
Ребенок после трех лет начинает отделять себя от окружающего мира, в том числе мира живой и неживой природы. Дети могут подолгу рассматривать заинтересовавшие их объекты и явления природы: ползущих гусениц, божью коровку, жука; играющих котят; журчащий ручеек, падающие снежинки и т. п. Это позволяет им делать «открытия» типа: жук, божья коровка от прикосновения улетают, а гусеница только уползает или падает; одни из насекомых летают, другие — ползают, третьи — плавают в воде.
Постепенно при активном наблюдении и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений: гусенице подставляют веточку, колючку, руку, кладут ее на землю, песок; в ручеек бросают разные предметы — бумажки, палочки, камешки и наблюдают, что происходит (ползает, плавает, тонет).
Ребенок начинает понимать простые связи между погодными явлениями и их последствиями (например: во время дождя сыро, лужи — нельзя гулять). Наблюдения за изменениями в природе по постоянным признакам (становится холодно, желтеют листья, идет дождь, светит солнце, тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы и др.) способствуют развитию у детей обобщенных представлений о временах года.
Собственные мироощущения ребенка помогают ему понять состояние животных, растений (котенку холодно зимой на улице, птицы зимой голодные, их нужно подкармливать). Ребенок четвертого и особенно пятого года жизни может правильно оценить и свое настроение, и похожее состояние животного. Он распознает «намерения» животных по их выразительному поведению (собака оскалилась и рычит — может укусить; крутится у ног волчком и повиливает хвостиком — ждет, чтобы погладили и т. п.). Ребенок начинает понимать, что не только он, но и все другие живые существа (рыбки, кошки, птички и т. д.) хотят есть, что без воды растения плохо растут и могут засохнуть. У ребенка возникает сочувствие живому, переходящее в попытки содействия, помощи. Он способен любоваться цветами, животными, пейзажами; радоваться солнышку, первой травке, тому, что птичка весело поет и т. п.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях.
Обогащать представления о связях между природными явлениями. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов.
Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, ее охране и уходу за растениями и животными.
Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
К пяти годам ребенок:
— проявляет интерес к заметным явлениям природы;
— имеет обобщенные представления о животных (рыбки, черепахи, кошки, собаки, лошади, жуки, бабочки), о растениях (деревья, кустарники, травы), о сезонных явлениях;
— умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (палочка — легкая, она плавает, а тяжелый гвоздь тонет, вода на морозе замерзает; не политое растение — засыхает и т. п.);
— бережно относится к природе; владеет некоторыми нормами поведения в ней (любуется красотой цветущих растений, но не рвет их, наблюдает за червяком, но не давит его);
— умеет ухаживать вместе со взрослым за растениями и животными ближайшего окружения, проявляет инициативность в заботе о них.
Конструирование
Конструирование — важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов. В процессе конструирования у детей на протяжении всего дошкольного возраста формируется универсальная способность построения любой детской деятельности (изобразительной, речевой, музыкальной и т. п.) — создание целостности из разных единиц (слов, предметов, звуков и др.) и разными способами (комбинирование, изменение пространственного расположения, убирание лишнего из целостности для получения новой и т. п.).
Существуют разные виды конструирования: из строительного материала, из бумаги, из природного материала и др., каждый из которых имеет свою специфику, определяющуюся прежде всего материалом (строительный — наборы деревянных геометрических фигур; детали конструкторов, имеющих разные способы крепления, бумага, природный материал). Специфика материала определяет тип деятельности: техническое (структурно-моделирующие, реально существующие или придуманные объекты) и художественное (передающее отношение ребенка к образу, его собственное видение, которому подчиняется процесс структурирования).
Экспериментируя с разными материалами: строительными деталями, деталями конструкторов, бумагой, природным материалом — и не ставя целью создание конкретного объекта, дети постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные (получение объемных форм из бумаги путем ее сминания, складывания; широкие детали — хорошая основа для конструкции, отдельные детали можно соединять, используя разные способы крепления и получать разные конструкции и т. п.).
На этом этапе конструирование начинает отделяться от игры; дети постепенно начинают представлять будущую конструкцию, создавать замысел и ищут способы его исполнения — и это становится важным моментом их развития.
Основу деятельности детей составляет как подражание (конструирование по образцам), так и самостоятельная деятельность с элементами творчества.
Ближе к пяти годам дети могут конструировать уже по условиям, задаваемым взрослым (например: «Построй гараж с двумя воротами для определенных машин»), и по собственному замыслу, моделируя как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми.
У детей начинают формироваться простейшие обобщенные способы построения образа: пространственное изменение деталей, целостной основы будущей конструкции или отдельных частей по отношению друг к другу. По-разному располагая один и тот же природный материал, они могут увидеть с помощью взрослых разные образы.
Дети могут овладеть простейшими обобщенными операциями (складывать, сминать, рвать, надрывать, резать) и способами конструирования из бумаги (складывание квадратного листа по диагонали и квадрата пополам) и использовать их при изготовлении разных игрушек.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Учить детей различению:
— цвета; формы: куб (кубики), прямоугольник (кирпичик, пластина), треугольник (призма); фактуры;
— пространственных характеристик объектов — протяженность: высота, длина, ширина детали, части объекта и конструкции в целом; месторасположение: сверху, снизу, над, под и т. д.
Развивать сенсорно-аналитическую деятельность — умение вести целостно-расчлененный анализ объектов: выделение целого, его частей, затем — деталей и их пространственного расположения, и опять — объекта в целом.
Формировать обобщенные представления о конструируемых объектах (домики, трамвайчики, гаражи, горки и др.).
Формировать обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем: комбинаторики, надстраивания и пристраивания и т. п.; сминание, скручивание, разрывание бумаги и складывание листа бумаги в разных направлениях с целью получения объемных форм — игрушек и др.).
Развивать умение конструировать объекты в соответствии с определенными условиями.
Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование.
Развивать умение строить и осуществлять собственный замысел (отбор темы, создание замысла самой будущей конструкции, отбор материала и способов конструирования).
Развивать математические представления.
Развивать речь детей (обогащение словаря — над, под, слева, внизу и т. п.; описательная речь, особенно в конструировании из природного материала).
Поощрять самостоятельность, инициативу и творчество.
Развивать воображение:
а) умение рассматривать материал и видеть в разлохмаченной шишке, в корнях, ветках причудливой формы какой-то образ;
б) умение строить образы, сопоставляя вместе со взрослым конфигурацию материала, его фактуру, размеры с чем-то похожим — «змеей», «домиком», «муравьем» и т. п.;
в) умение строить образы способом «опредмечивания» и приемом «достраивания» (это похоже на змею, вот у нее головка, только надо сделать глазки...).
Конструирование из природного материала относится к художественному виду деятельности, поскольку здесь дети не моделируют реально существующие объекты, а создают художественный образ так, как они его видят и «чувствуют» сами (необычный по форме, с нарушениями пропорций в частях, например огромная голова у Змея Горыныча подчеркивает его характер ит.п.).
Важно учить детей рассматривать природный материал («На что это похоже?», «А если посмотреть сверху?», «А если перевернуть сучок?» и т. п.), подмечать детали, подсказывающие образ, а не делать конкретные поделки по образцу (человечков из желудей, лодочку из коры дерева и т. п.).
К пяти годам ребенок:
— может целенаправленно экспериментировать с новым для него материалом и на этой основе создавать простые конструкции;
— владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования (комбинирование, надстраивание, изменение пространственного расположения деталей; складывание квадратного листа по диагонали и др.) и использует одни и те же способы для получения разных конструкций;
— ведет целостно-расчлененный анализ объектов, образцов;
— создает замыслы простых конструкций;
— конструирует объекты по заданным условиям;
— выделяет в объектах пространственные характеристики (высоту, длину, ширину);
— умеет рассматривать природный материал и создавать образ способом «опредмечивания».
Математические представления
Детям младшего дошкольного возраста доступно употребление в речи имен числительных. Ребенок соотносит их с фактами своей биографии: верит, что четыре пальца, показанные ему, а потом и им самим, обозначают четыре года его жизни. И он понимает, что все в это верят.
Младшие дошкольники достаточно свободно ориентируются в привычном для них пространстве; они чувствуют движение, характеристики времени и уже могут отразить это в словах: до, после, сейчас, потом, вдруг, вверху, внизу и др.
Дети в повседневной жизни наблюдают смену дня и ночи, переход света в темноту и темноты в свет; овладевают такими словосочетаниями-приветствиями, как: доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи. Они могут определить свое положение в пространстве и положение других предметов относительно себя: впереди стол, справа шкаф, слева окно и др. На пятом году жизни дети определяют направление движения от себя (вперед, назад).
В этом возрасте дети умеют находить сходство и различия предметов по величине, цвету, форме; владеют действиями объединения и упорядочивания групп предметов на основе сходства и различия по выделенным свойствам. Группируя предметы, изменяя, перемещая их в пространстве, дети постепенно «открывают» для себя количественные отношения. Уже младшие дошкольники понимают значения слов «мало», «много», «один», «поровну».
Дошкольники способны поэлементно устанавливать соответствие двух совокупностей, благодаря чему представления детей о количественных отношениях расширяются и углубляются: они начинают понимать, что «если здесь больше, чем там, то там меньше, чем здесь».
При специальном обучении у детей пятого года жизни возникают представления о сохранении количества. Они начинают понимать, что количество не зависит от величины предметов, от расстояния между ними, пространственного расположения, направления счета, что в дальнейшем составляет основу развития представления о числах.
В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Учить сравнивать совокупности на основе взаимно однозначного соответствия; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов.
Учить с помощью счета определять количество, различать процесс счета и его итог.
Учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине; различать и называть форму предметов.
Развивать элементарные представления о времени и пространстве: определять направление движения и положение предметов относительно себя, различать и называть «день-ночь», «утро-вечер».
К пяти годам ребенок:
— определяет равенство и неравенство совокупностей предметов;
— называет числительные, обозначая количество;
— умеет считать и различать процесс счета и его итог;
— сравнивает 5—7 предметов по определенному признаку (длина, толщина и др.);
— различает и называет форму предметов;
— определяет положение предметов в пространстве относительно себя;
— имеет элементарные представления о времени (день-ночь, утро-вечер).

Ответить

Вернуться в «ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ РОДИТЕЛИ. БАБУШКИ. ДЕДУШКИ И ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ. Физическое и интеллектуальное (тесты) развитие ребёнка»