Развитие ребёнка 3 - 5 лет

Ответить
Специалист
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 4790
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
имя и дата рождения особого ребенка: -
ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------
Откуда: Москва,
Поблагодарили: 8 раз

Развитие ребёнка 3 - 5 лет

Сообщение Специалист » 22 июн 2012, 03:10

• Физическое развитие

Происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции, улучшаются обменные и терморегуляционные процессы, более экономичной становится деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем — снижается частота сердечных сокращений и число дыханий в минуту. Изменяется форма грудной клетки, начинает складываться грудной тип дыхания. Активно формируются кости черепа, запястья, кистей рук, таза, изгибы позвоночника, своды стопы. Происходят структурные изменения мышечной ткани, су- ставно-связочного аппарата. В связи с незавершенностью формирования костно-мышечной системы при неблагоприятных условиях (длительное пребывание в неудобных позах, сильные мышечные напряжения) создаются предпосылки для возникновения нарушений естественного хода развития — дефекты осанки, плоскостопие, деформации суставов.
В младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются моторные функции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. В среднем за время пребывания в дошкольном учреждении объем двигательной активности составляет в этот возрастной период 10—14 тыс. условных шагов, продолжительность двигательной активности — 240—250 мин (более 4 ч), интенсивность — до 40—55 движений в мин. Показатели суточной двигательной активности подвержены сезонным колебаниям и зависят от содержания и характера деятельности.
Движения детей имеют вполне преднамеренный и целеустремленный характер: дети хорошо различают виды движений, представляют себе их смысл, назначение, частично овладевают умением выделять наиболее существенные их элементы, могут обсуждать результаты своих действий. Возникает интерес к определению соответствия движения образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах упражнений. Вместе с тем им свойственно неумение соразмерять свои силы со своими возможностями. Для них характерно недостаточно четкое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.
К этому возрастному периоду дети достаточно хорошо овладевают навыками ходьбы. Однако у многих детей еще отсутствуют непринужденное положение корпуса и головы, согласованные движения ног и рук.
Структура бега оформляется к четырем годам. Устойчивая фаза полета наблюдается у всех детей, но беговой шаг остается недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание несильное, полет короткий, движения рук малоактивны.
Дети уже владеют прыжками разных видов, они умеют отталкиваться от опоры, помогая себе взмахами рук, а также мягко приземляться, сохраняя равновесие. Дальность прыжка ограничена слабостью мышц, связок, суставов ног, тазового пояса, недостаточным умением концентрировать усилия в нужный момент.
При метании предметов еще недостаточно проявляется слитность замаха и броска. В результате укрепления кисти и пальцев рук, развития координации движений, глазомера и под влиянием многократных упражнений дети приобретают способность регулировать направление полета и силу броска. Однако для многих из них ловля предмета еще затруднительна.
Дети постепенно осваивают: езду на 3- и 2-колесных велосипедах, подготовительные к плаванию движения в водной среде и само плавание, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба и спуск с небольших горок на лыжах, качание на качелях, катание на коньках, роликах.
Возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в общем для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим.
Уровень функциональных возможностей организма повышается, увеличивается их работоспособность.


В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Содействовать охране и укреплению здоровья детей, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение; развивать мелкую моторику; совершенствовать функциональные возможности детского организма.
Обогащать двигательный опыт детей за счет усвоения основных видов движений, упражнений общеразвивающего воздействия, спортивных упражнений и игр.
Способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий: умению выделять цель действия (двигательную задачу), выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов.
Постепенно и осторожно стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств — ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости; совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичность, глазомер.


Приведём пример общеразвивающих упражнений:

Движения головы- поднимание и опускание, повороты вправо, влево.
Положения и движения рук- вниз, на пояс, вперед, вверх, в стороны, перед грудью, за спину, за голову; поднимание, опускание, вращение кистей; сжимание, разжимание пальцев; попеременное и одновременное поднимание вперед, вверх, в стороны; размахивание вперед, назад; сведение рук за спиной; сгибание и разгибание; круговые движения прямыми и согнутыми в локтях руками; хлопки перед собой; над головой, за спиной.

Положения и движения ног- вместе, врозь; на носках; выставление прямой ноги вперед, отведение в сторону, назад на носок; поочередное поднимание прямой, согнутой ноги вперед, в сторону, назад; приседание, полуприседание, с опорой и без, с разным положением рук; удерживание под углом одновременно и поочередно в положениях сидя, лежа; сгибание, разгибание, разведение, сведение пальцев; оттягивание носков, сгибание, вращение стоп.

Положения и движения туловища- стоя, сидя, лежа, в упоре стоя на коленях; сохраняя равновесие на повышенной, ограниченной опоре:
повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны; прогибание, выгибание спины в упоре стоя на коленях в сочетании с различными движениями рук, ног; перевороты со спины на живот и обратно (в положении лежа); выполнение разнообразных движений руками, ногами, туловищем в положении сидя и лежа.
Эффективность общеразвивающих упражнений повышается, если они выполняются с применением различных предметов (колечками, лентами, кубиками, косичками, платочками, мячами и т. п.), а также у предметов и на них (кубе, бревне и др.).

Ходьба- в колонне, по кругу, парами друг за другом, в разных направлениях; на носках, на пятках; высоко поднимая колени; мелкими и широкими шагами; «змейкой»; приставными шагами в стороны, вперед, назад; чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; с остановкой на сигнал, поворотами; со сменой ведущего; меняя темп и направление, положения рук; сохраняя равновесие на ограниченной, повышенной, наклонной поверхности.

Бег- в колонне, по кругу по одному и парами (держась и не держась за руки); обычным шагом; на носках; широким шагом; с забрасыванием голени назад; с обеганием предметов; со сменой направления и темпа; с ускорением и замедлением; с ловлей и увертыванием; с преодолением препятствий; сохраняя равновесие после внезапной остановки; челночный (2—3 х 5м); непрерывный 1 — 1,5 мин; быстрый на 10—30 м; со средней скоростью (50—60% от максимальной) 40—60 м; медленный по пересе¬ченной местности 160—240 м.

Ползание, лазание - проползание на четвереньках по прямой (6—10 м); под предметами и вокруг них, между ними; по наклонной поверхности; на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками; ходьба на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под предметы, перелезание через них; пролезание в обруч; лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх, вниз приставным и чередующимся шагами; передвижение по рейкам гимнастической стенки приставным шагом вправо и влево.

Прыжки: на месте; с продвижением вперед (2-3 м); через линии, невысокие предметы; с поворотом вправо, влево; на одной (правой, левой ноге); в длину с места; с короткой скакалкой (попытки); спрыгивание с высоты (15—30 см) на мат или в яму с песком.

Катание, бросание и ловля, метание: катание мячей, шаров в определенном направлении; между и с попаданием в предметы; подбрасывание и ловля мяча двумя руками; ловля мяча после удара о пол и отскока; о стену; отбивание мяча правой и левой рукой; перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его; через препятствия; метание предметов в горизонтальную цель двумя, правой и левой руками; в вертикальную цель и на дальность правой и левой руками. Прокатывание и перебрасывание набивных мячей (весом 0,5 кг).


О благоприятной динамике психофизического развития младших дошкольников можно судить по комплексу показателей:
— по положительным изменениям основных характеристик физического развития (длины и массы тела, окружности груди), показателям жизненной емкости легких, мышечной силы, работоспособности, соответствующих уровню возрастно-полового развития детей 4—5 лет; хорошей адаптации к условиям внешней среды, низкой острой и хронической заболеваемости, непродолжительности протекания респираторных и других заболеваний, качеству сна (быстрое засыпание, спокойный сон), хорошему аппетиту;
— по развитию навыков здорового образа жизни: охотно включается в выполнение режимных процессов, самостоятелен в гигиенических процедурах и самообслуживании — умывании, одевании, приведении в порядок постели, одежды, игрушек; любит гулять, играть; достаточно физически активен (не менее 50—60% бодрствования);
— по эмоциональному состоянию и поведению: активен, не капризничает, умеет по предложению взрослого переключаться от спокойных к подвижным действиям и наоборот; внимателен; с интересом участвует в подвижных играх и упражнениях на занятиях по физической культуре; общителен, поддерживает дружеские отношения со сверстниками, охотно помогает в расстановке и уборке пособий; инициативен, радуется своим успехам, достигаемым в физических упражнениях; широко использует освоенные действия, в том числе и с предметами, в самостоятельных играх;
— по соответствию индивидуального темпа развития двигательных умений и навыков, качеств и способностей, активности возрастным показателям; умению действовать совместно, быстро, ловко, в общем для всех темпе; свободно ориентироваться в пространстве, находить свое место в групповых построениях; останавливаться, менять направление и способ передвижения;
— по владению ведущими элементами «азбуки» движений: ходит свободно, держась прямо, не опуская головы; уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие. Бегает, непринужденно в разных темпах. Чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела, в такт музыки или под счет. В прыжках в длину с места отталкивается одновременно двумя ногами и мягко приземляется; подпрыгивает на одной ноге; пытается прыгать со скакалкой. Ползает разными способами по ограниченной и наклонной поверхностям; при лазании по лестнице правильно захватывает рейку руками (большой палец снизу, другие сверху) и ставит ногу на рейку серединой стопы. Ловит мяч кистями рук, не прижимая его к груди; бросает предметы, придавая их полету определенную траекторию (вверх, вдаль, в цель, через сетку и т. п.);
многократно ударяет мячом о пол и ловит его. Умеет пользоваться санками, велосипедом, выполняет основные правила безопасности. Хо¬дит на лыжах скользящим шагом без палок, совершает простейшие повороты, подъемы, спуски; умеет сгруппироваться при падении и самостоятельно подняться. Знает элементарные правила поведения на воде;
— по возросшей произвольности действий: старается соблюдать правила подвижных игр, прилагать волевые усилия для преодоления трудностей (пробежать заданную дистанцию, перепрыгнуть препятствие, быстро пролезть под гимнастическую скамейку, впрыгнуть на нее).

Средние показатели длины, массы тела, окружности грудной клетки детей 4—5 лет:

Возраст
Пол Длина тела (см)
Масса тела (кг)
Окружность грудной
клетки (см)
4 года
Мальчики
Девочки
99-109
98-109
14,5-18,5
13,9-18,2
51,1-55,3
49,3-54,0
5 лет Мальчики
Девочки
106-116
102-111
16,4-19,7
15,4-19,0
52,0-57,0
51,6-56,2


К четырем годам у детей имеются все 20 молочных зубов, в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.




• Здоровье

Общие задачи и условия укрепления здоровья детей, изложенные в разделе раннего возраста, магистральны на протяжении всего дошкольного детства. По сравнению с предыдущим периодом дети трех— пяти лет лучше осознают и усваивают предпосылки здорового образа жизни, в связи с чем и состояние здоровья ребенка уже во многом зависит от его собственного поведения и знания гигиенических норм и правил.


Режим

В отличие от раннего возраста режим дня детей четвертого и пятого года жизни предусматривает увеличение продолжительности периода бодрствования, а длительность суточного сна уменьшается до 12,0—12,5 часов, из которых 1,5—2 часа отводится дневному сну.
Дети четвертого-пятого года жизни должны обязательно спать днем. В соответствии с особенностями сна, нервной системы, состояния здоровья осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Можно допустить некоторые изменения в последовательности проведения или длительности отдельных видов деятельности детей в течение дня. При этом обязательно сохраняются основные принципы построения режима: достаточная ежедневная длительность пребывания детей на воздухе (до 3—4 часов); полноценный сон; чередование умственных и физических нагрузок, регулярное питание (через 4—4,5 часа).
В связи с появлением в жизни детей дошкольного возраста элементов учебной деятельности важно соблюдать следующие требования и ограничения:
— ограничивать длительность занятий, других форм организованной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей;
— не принуждать ребенка к обязательному выполнению задания, если он устал, отказывается работать, его внимание рассеянно;
— на занятиях избегать излишних повторений, снижающих интерес и активность ребенка;
— не допускать длительного пребывания ребенка в малоподвижной (статической) позе;
— повышать работоспособность детей включением активизирующих внимание приемов: дидактических игр, двигательных элементов, технических средств обучения;
— с учетом состояния детей (степень заинтересованности, частота отвлечении и др.) изменять содержание и форму учебной работы на протяжении одного занятия;
— не проводить занятия на фоне даже незначительного утомления (например, сразу после интенсивной двигательной деятельности, после предыдущих трудных занятий), сразу после сна;
— строго соотносить дополнительные нагрузки (кружки, факультативы и др.) с возможностями ребенка, не допуская перегрузки, переутомления и нарушения режима дня.


Культурно-гигиенические навыки

К пяти годам дети сознательно и самостоятельно осуществляют следующие действия:
— моют руки с мылом, правильно их намыливая, до еды, после прихода с улицы, загрязнения, туалета, моют лицо; насухо вытираются полотенцем; аккуратно и красиво едят, пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, культурно ведут себя за столом; чистят зубы два раза в день и полощут рот питьевой водой после приема пищи; используют носовой платок; аккуратно пользуются туалетом; самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно складывая одежду; следят за своим внешним видом (одежда, прическа), при необходимости обращаются за помощью к взрослым; помогают другим детям, не умеющим самостоятельно и правильно одеться; могут пользоваться зеркалом и расческой.



Безопасность

Постепенно возрастает собственная роль ребенка в предупреждении неблагоприятных и опасных ситуаций. Для этого важно формировать у него чувство осторожности, прививать ему знание основ безопасности. Взрослый учит ребенка избегать опасных моментов, позволяя ему освоиться со сложной обстановкой.
Работа с ножницами, ножом, иглой, другими острыми предметами происходит под наблюдением воспитателя до тех пор, пока ребенок не научится правильно ими пользоваться и соблюдать осторожность.
При выполнении разнообразных двигательных действий ребенку разъясняют последовательность движений, правильность их осуществления (чего нужно опасаться, как спрыгивать с какого-либо предмета, как правильно падать и др.).
Взрослый учит ребенка оберегать глаза от травм, которые могут произойти при играх с песком, с мячом, а также объясняет ему важность хорошего освещения во время рисования, рассматривания картинок, конструирования и других занятий, связанных со зрительной работой. Необходимо помочь детям понять, как вредно для здоровья (осанка, зрение) длительное время сидеть у телевизора, заниматься компьютерными играми, смотреть видеофильмы.
Необходимо приучать детей к осторожности при встрече с животными, предупреждать их о свойствах ядовитых растений, развивать у них представления о некоторых опасных жидкостях, газообразных веществах, огне, о недоброкачественных продуктах, об опасности приема лекарственных препаратов.
Ребенка следует научить правильно вести себя в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах, при встрече с незнакомыми людьми.
Недопустимо одному или с незнакомыми людьми идти куда бы то ни было, ездить в транспорте, входить в кабину лифта.
У ребенка вырабатывается представление о необходимости самому заботиться о своем здоровье: он не должен общаться с детьми и взрослыми, больными острыми респираторными заболеваниями; его нужно научить соблюдать правила индивидуального пользования такими предметами, как расческа, стакан для полоскания рта, зубная щетка, носовой платок, и условиями их хранения. Ребенку разъясняют пользу для здоровья закаливающих процедур, правильного питания (не переедать, не злоупотреблять сладкими, мучными, жирными продуктами, есть больше овощей и фруктов).
Нужно учить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах; воспитывать в них желание быть бодрыми, оптимистичными, не бояться посильной работы, уметь общаться со сверстниками.




• Ведущая деятельность – игра

В дошкольном детстве сюжетно – ролевая игра становится ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития ребёнка.
Сюжетно – ролевая игра, как никакая другая деятельность приближает ребёнка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование важнейшее средство ориентации ребёнка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей, что имеет решающее значение в социальном развитии ребёнка.
Большинство детей уже к трем годам способно различать игровое и неигровое (реальное) действие, т.е. они овладевают основным игровым умением - действием «понарошку», «как будто», принимают воображаемую ситуацию и действуют внутри нее.
Появляется условное предметно-игровое действие – более обобщенное, сокращённое по сравнению с реальным, иногда обозначаемое лишь жестом, а в последствии словом («Все, покормила», - говорит девочка, совершив два-три движения игрушечной ложкой в сторону сидящей куклы).
В это время дети более широко используют различные предметы – заместители (коробка вместо домика, шарик вместо яблока) и чуть позже - воображаемые предметы (кормят куклу из пустой тарелки, накрывают воображаемым одеялом, крутят несуществующий руль).
Одновременно дети овладевают ролевым действием. Сначала изображается тот и иной персонаж (человек, животное) в наиболее привычном и характерном для него действии (мама качает, кормит, моет дочку; папа чинит машину). При этом дети не всегда обозначают свою роль словом, а отвечая на вопрос «Ты кто?», называется свое имя. Позднее ребёнок называет свою роль и опредмечивает действия («Я – мама. Я кушать готовлю»; «Саша – шофер. Едем в гости»).
Становление сюжетно – ролевой игры как ведущей деятельности происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно – отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребёнка, его социального и игрового опыта, а также от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений и т.д.
Игровые действия объединяются простейшим сюжетом, знакомым ребёнку по его опыту. Возникают игровые цепочки, вначале краткие (мама накрывает на стол и кормит дочку – куклу); затем – развёрнутые, которые в дальнейшем могут соединяться с сюжетами игр других детей.
К пяти годам совместные сюжетно – ролевые игры становятся доступны и предпочтительны для большинства детей. Появляется необходимость в сложных сюжетах, требующих творческого взаимодействия нескольких партнёров. Такая игра опирается на личный опыт детей, события, известные им из книг, кинофильмов, радиопередач и т.д.


В этом возрасте ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:
Создавать условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, обогащая их жизненный опыт, предметно-игровую среду, игровую культуру.
Способствовать обогащению содержания самодеятельных игр детей.
Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.

Важнейшее условие развития сюжетно-ролевой игры – наличие детского общества; свобода детской инициативы в игре даже в том случае, если игра организуется взрослым и тем более, если возникает самодеятельная игра по замыслу самих детей.

Ответить

Вернуться в «ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ РОДИТЕЛИ. БАБУШКИ. ДЕДУШКИ И ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ. Физическое и интеллектуальное (тесты) развитие ребёнка»