Мелкая моторика и речь — есть ли связь?

Ответить
Аватара пользователя
Наталья бабушка Кати
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 06 фев 2015, 11:08
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 31.01.2015
Допсеминары: психосоматика, биодинамика, ступни N1и N2, работа с мочеполовой
Имя и дата рождения особого ребенка: Екатерина 29.06.2011
Диагноз: Расстройства аутистического спектра, задержка психо-речевого развития, гиперактивность
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: https://vk.com/id151205772
Откуда: Тихвин
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 8 раз

Re: Мелкая моторика и речь — есть ли связь?

Сообщение Наталья бабушка Кати » 06 ноя 2017, 09:34

Спасибо огромное!!! Для меня лично просто ОЧЕНЬ вовремя полученная подсказка!
Изображение

Аватара пользователя
Надежда Леонидовна
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 3713
Зарегистрирован: 19 июн 2012, 01:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Допсеминары: автор метода
Имя и дата рождения особого ребенка: 0
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: http://vk.com/club130660420
http://ok.ru/profile/559926131048
https://m.facebook.com/%D0%A6%D0%B5%D0% ... 966783665/
Откуда: Россия\Израиль
Благодарил (а): 229 раз
Поблагодарили: 373 раза
Контактная информация:

Мелкая моторика и речь — есть ли связь?

Сообщение Надежда Леонидовна » 06 ноя 2017, 07:52

Мелкая моторика и речь — есть ли связь?

О пользе развития мелкой моторики знают все. Слова В.А.Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и врачи, и логопеды.
Малыш плохо говорит? Собирайте пазлы, шнуровки, пирамидки!
Но как связаны мелкая моторика и речь?
Действительно ли развитие тонких движений рук — это та самая магическая кнопка, при нажатии на которую у ребенка автоматически развивается не только речь, но и мышление?

Откуда идея?
Исследование проводилось М.М. Кольцовой в Доме ребенка. Дети, с которыми занимались развитием мелкой моторики, стали очень быстро развиваться по сравнению со сверстниками. Буквально через три дня они начали говорить. Отсюда был сделан вывод о прямой связи между мелкой моторикой и речью.

Сторонники этой теории также вспоминают, что в коре головного мозга человека зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Отсюда вывод: стимулируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону!

Мелкая моторика и речь

При этом нет никаких серьезных исследований, подтверждающих эту прямую связь между развитием соседних областей головного мозга.

Удобная теория.
Несмотря на отсутствие исследований, теория стала очень популярной. Легко понять, почему. Что делать логопеду с безречевым малышом? Правильно, посадить его за стол — собирать пазлы, нанизывать бусы, перебирать крупу и т.д. Речь и мелкая моторикаПросто и удобно. Особенно, если верить, что все это развивает каким-то образом речь.

На практике.
На практике же мы очень часто видим обратное. Есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, прекрасно говорят. И дети, которые великолепно управляются и с ложкой, и с пазлами, и с любой застежкой — а при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.

Что же мы развиваем?
На самом деле такие действия будут в большей мере развивать именно… мелкую моторику! Конечно, развитие этой сферы тоже очень важно. Но не более важно, чем, скажем, развитие общей моторики (общих движений, таких, как прыжки, бег и т.п.) или восприятия.

Значит, нет смысла развивать мелкую моторику для развития речи? Все эти пальчиковые игры — зря? Оказывается, не зря! Все дело в том — как…

Мелкая моторика и речь — восстанавливая связи
На самом деле на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование — это умение выстроить логику действия. Например, Вам нужно выучить новый танец. Сперва Вы будете думать куда ставить ногу, как повернуться и т.д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.

Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми трудностями.

Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.

Чтобы был эффект…
Получается, не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка.

Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.

Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования. Мелкая моторика и речь пальчиковый театрОсобенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть с кочки на кочку и т.д.Мелкая моторика и речь полоса препятствийИли пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка. О том, как развивать мелкую моторику у детей мы поговорим в следующей статье «Наши пальчики играют».

Итак:

Для развития речи важно не так важно, что мы развиваем — мелкую моторику или крупную, а важно как, а именно: важно воспитание моторного планирования.
Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – быстро делаем или пропускаем то, что уже легко получается. Останавливаемся и тщательно прорабатываем те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого движения бесполезны — подбираем новые.
Эффективность повышается при выполнении движений по сигналу, под счет.
Регулярность очень важна. Подобные занятия всего по 5 минут, но каждый день дадут очень хороший результат.
И самое главное: развитие моторного планирования, развитие мелкой моторики даже при правильном подходе, описанном выше — это не панацея, а всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Он не может рассматриваться в качестве основного или даже одного из основных! Если малышу уже больше 2 лет, а речи нет — бесполезно надеяться на развитие пальчиков. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная, многокомпонентная работа (подчас даже нескольких специалистов и самих родителей ребенка) по ее запуску и коррекции.
Игры и занятия для развития моторного планирования у детей.

Очень рекомендую родителям и специалистам книгу О.И.Ефимова и В.Л.Ефимовой «15 мифов о детской речи».

(с) Вера Садовская
Изображение

Ответить

Вернуться в «Интеллектуальное развитие детей»