Мелкая моторика и речь — есть ли связь?
Декабрь 3, 2015 Добавить комментарий Написал Vera
О пользе развития мелкой моторики знают все. Слова В.А.Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и врачи, и логопеды. Малыш плохо говорит? Собирайте пазлы, шнуровки, пирамидки! Но как связаны мелкая моторика и речь? Действительно ли развитие тонких движений рук — это та самая магическая кнопка, при нажатии на которую у ребенка автоматически развивается не только речь, но и мышление?
Откуда идея?
Исследование проводилось М.М. Кольцовой в Доме ребенка. Дети, с которыми занимались развитием мелкой моторики, стали очень быстро развиваться по сравнению со сверстниками. Буквально через три дня они начали говорить. Отсюда был сделан вывод о прямой связи между мелкой моторикой и речью.
Сторонники этой теории также вспоминают, что в коре головного мозга человека зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Отсюда вывод: стимулируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону!
Мелкая моторика и речь
При этом нет никаких серьезных исследований, подтверждающих эту прямую связь между развитием соседних областей головного мозга.
Удобная теория.
Несмотря на отсутствие исследований, теория стала очень популярной. Легко понять, почему. Что делать логопеду с безречевым малышом? Правильно, посадить его за стол — собирать пазлы, нанизывать бусы, перебирать крупу и т.д. Речь и мелкая моторикаПросто и удобно. Особенно, если верить, что все это развивает каким-то образом речь.
На практике.
На практике же мы очень часто видим обратное. Есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, прекрасно говорят. И дети, которые великолепно управляются и с ложкой, и с пазлами, и с любой застежкой — а при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.
Что же мы развиваем?
На самом деле такие действия будут в большей мере развивать именно… мелкую моторику! Конечно, развитие этой сферы тоже очень важно. Но не более важно, чем, скажем, развитие общей моторики (общих движений, таких, как прыжки, бег и т.п.) или восприятия.
Значит, нет смысла развивать мелкую моторику для развития речи? Все эти пальчиковые игры — зря? Оказывается, не зря! Все дело в том — как…
Мелкая моторика и речь — восстанавливая связи
На самом деле на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование. Что это такое?
Моторное планирование — это умение выстроить логику действия. Например, Вам нужно выучить новый танец. Сперва Вы будете думать куда ставить ногу, как повернуться и т.д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.
Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми трудностями.
Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
Чтобы был эффект…
Получается, не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка.
Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.
Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования. Мелкая моторика и речь пальчиковый театрОсобенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть с кочки на кочку и т.д.Мелкая моторика и речь полоса препятствийИли пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка. О том, как развивать мелкую моторику у детей мы поговорим в следующей статье «Наши пальчики играют».
Итак:
Для развития речи важно не так важно, что мы развиваем — мелкую моторику или крупную, а важно как, а именно: важно воспитание моторного планирования.
Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – быстро делаем или пропускаем то, что уже легко получается. Останавливаемся и тщательно прорабатываем те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого движения бесполезны — подбираем новые.
Эффективность повышается при выполнении движений по сигналу, под счет.
Регулярность очень важна. Подобные занятия всего по 5 минут, но каждый день дадут очень хороший результат.
И самое главное: развитие моторного планирования, развитие мелкой моторики даже при правильном подходе, описанном выше — это не панацея, а всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Он не может рассматриваться в качестве основного или даже одного из основных! Если малышу уже больше 2 лет, а речи нет — бесполезно надеяться на развитие пальчиков. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная, многокомпонентная работа (подчас даже нескольких специалистов и самих родителей ребенка) по ее запуску и коррекции.
Игры и занятия для развития моторного планирования у детей.
Очень рекомендую родителям и специалистам книгу О.И.Ефимова и В.Л.Ефимовой «15 мифов о детской речи».
(с) Вера Садовская
Мелкая моторика и речь — есть ли связь?
- Надежда Леонидовна
- Старожил
- Сообщения: 3713
- Зарегистрирован: 19 июн 2012, 01:53
- Проживание: Москва
- Пройдено ступеней: 10
- Допсеминары: автор метода
- Имя и дата рождения особого ребенка: 0
- Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: http://vk.com/club130660420
http://ok.ru/profile/559926131048
https://m.facebook.com/%D0%A6%D0%B5%D0% ... 966783665/ - Откуда: Россия\Израиль
- Благодарил (а): 229 раз
- Поблагодарили: 375 раз
- Контактная информация:
Надежда Леонидовна
Вернуться в «Интеллектуальное развитие детей»
Перейти
- Работа форума Травка-муравка
- ↳ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ!!! Регистрация РУССКИМИ буквами! Как НАЧАТЬ СВОЮ ТЕМУ и как НАПИСАТЬ СООБЩЕНИЕ! Всем обязательно зайти в Личный раздел (темная полоса наверху), там в Профиль и в личные данные и указать ссылку на веб-страницу в соцсетях
- ВАЖНОЕ!!!!
- ↳ ВАЖНОЕ!!!!
- Работа Центра Надежды Лоскутовой
- ↳ Расписание мероприятий Центра
- ↳ ПРЕЗЕНТАЦИИ авторского метода Надежды Лоскутовой! Смотреть перед прохождением экспресс-сеанса!
- ↳ Курс сеансов в Центре Надежды Лоскутовой
- Метод Надежды Лоскутовой
- ↳ Об авторском методе Надежды Лоскутовой (статьи)
- ↳ Обучение методу Лоскутовой Надежды в центре.Впечатления участников.
- ↳ Видео-ответы на часто задаваемые вопросы о работе методом Надежды Лоскутовой
- ↳ Биодинамика по методу Надежды Лоскутовой
- ↳ Психоэнергофизическая интеграция. Семинары обучающие и практические!
- ↳ Курс Учимся Ведать
- ↳ Mетод Лоскутовой Надежды в социальных сетях
- ↳ Впечатления после оздоровительных сеансов в Центре
- В помощь практикующим метод Надежды Лоскутовой
- ↳ Об авторском методе Надежды Лоскутовой (видео)
- ↳ Вопросы Надежде Лоскутовой
- ↳ Эргономика тела во время сеансов
- ↳ Рабочие настройки.
- ↳ Музыка во время сеанса
- ↳ Прогревание ОБЯЗАТЕЛЬНО для улучшения процессов БФМ
- ↳ Специалисты спрашивают и обсуждают/ Эту тему могут видеть только специалисты, работающие по методу БФМ, если Вы себя считаете таковым, то обратитесь к Администрации форума
- ↳ Энергетика специалиста во время сеанса БФМ
- ↳ Ароматерапия
- ↳ Впечатления о семинарах и пожелания студентам
- ↳ Диагностика по методу Надежды Лоскутовой
- ↳ Наука - новые открытия, интересные факты
- Наши успехи c методом Надежды Лоскутовой
- ↳ Ура! Сняли диагноз!
- ↳ Истории выздоровления и отчеты о работе методом Лоскутовой Надежды
- ↳ Работаем методом Лоскутовой Надежды с животными
- ↳ Группы по городам!
- Отчеты о работе с детьми и истории выздоровления
- ↳ Определите уровень физического развития ребёнка
- ↳ Гимнастика для детей от Надежды Лоскутовой
- ↳ Пока ДЦП
- ↳ Травма шеи
- ↳ Сколиоз, лордоз, кифоз, остерхондроз, межпозвонковые грыжи , протрузии позвоночника
- ↳ Перелом позвоночника
- ↳ Камни в желчном пузыре
- ↳ Жировая эмболия
- ↳ Органическое поражение мозга
- ↳ Кривошея, родовая травма
- ↳ Рассеянный склероз
- ↳ Варикоз, тромбофлебит
- ↳ Бесплодие
- ↳ Экзема, псориаз. аллергия
- ↳ Выхаживание недоношенного новорожденного
- ↳ пупочный сепсис у новорожденного, сломанные ключицы
- ↳ Боль в тазобедренном суставе
- ↳ После инсульта, кровоизлияния в мозг
- ↳ Родовая травма, гидроцефалия
- ↳ Зрение
- ↳ Микроцефалия
- ↳ Мальформация Арнольда Киари, спина бифида
- ↳ врожденные пороки развития внутренних органов
- ↳ Эпилепсия
- ↳ Менингоэнцефалит
- ↳ Косолапие
- ↳ Восстановление после мастектомии (удаление груди)
- ↳ Делеционные синдромы
- ↳ Аутизм
- ↳ Артрогрипоз
- ↳ Перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)
- ↳ Болезни органов дыхания
- ↳ Токсоплазмоз
- ↳ Переломы рук, ног
- ↳ Бульбарный синдром (не глотает)
- ↳ Вопросы-ответы
- ↳ Миопатия Дюшена и синдром Ретта
- ↳ Врожденная аномалия развития
- ↳ Синдром двигательных нарушений
- ↳ Закрыто для обсуждений
- ↳ Отчеты по работе методом БФМ
- Обсуждение других методов реабилитации
- ↳ Оздоровление прогреванием
- ↳ Метод расстановок Берта Хеллингера и метод САМ в Центре
- ↳ Биофидбек
- ↳ Помогают ли другие методы реабилитации?...
- ↳ Пет-терапия. Лечение животными.
- ↳ Занятия с логопедом
- ↳ Реакции тела на различные методы реабилитации
- ↳ Реабилитация в Китае
- Это ДОЛЖНЫ знать все родители. бабушки. дедушки и другие родственники. общающиеся с ребенком.
- ↳ ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ РОДИТЕЛИ. БАБУШКИ. ДЕДУШКИ И ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ. Физическое и интеллектуальное (тесты) развитие ребёнка
- ↳ Интеллектуальное развитие детей
- ↳ Страхи и качество жизни
- ↳ Клуб любителей иностранного языка!
- ↳ Приспособления и оборудование
- Библиотека заболеваний. Метод Надежды Лоскутовой помогает при ВСЕХ заболеваниях!
- ↳ Библиотека заболеваний.Метод Надежды Лоскутовой помогает при ВСЕХ заболеваниях! Противопоказаний нет!
- ↳ О родовой травме и жизненных сценариях
- ↳ Почему у моего ребёнка ДЦП?
- ↳ Прививки - за и против
- Биокоррекция и питание, добавки, травки
- ↳ Биодобавки
- ↳ Биокоррекция
- ↳ Питание
- ↳ Народные средства
- ↳ Медпрепараты
- ↳ Гомеопатия
- ↳ Полезные советы по хозяйству, посуда
- ↳ для тела и лица
- ↳ Лекарственные растения
- ↳ Очищение организма
- Книги, Видео, Музыка
- ↳ Рекомендуемые книги для студентов Центра Лоскутовой Надежды
- ↳ Музыка для детей
- ↳ Интересные ролики и фильмы
- ↳ Для детей обучающее видео
- ↳ Аудиокниги для детей
- ↳ музыка для сеансов по методу Надежды Лоскутовой
- Болталка о том, о сём...и обо всём
- ↳ Полезное и интересное...
- ↳ Погода - метеолокатор
- ↳ Просто болталка
- ↳ Поздравляем!
- ↳ Стихи и проза о методе Лоскутовой Надежды
- ↳ Оформление инвалидности
- ↳ Хорошее настроение. Юмор. Анекдоты.
- ↳ История, Русь и её традиции
- ↳ Мозг -исследования, тайны и факты
- ↳ Дельные советы
- ↳ Кулинария - ваши секреты вкусняшек
- ↳ Кинозал
- ↳ Компьютер - разные полезности, программы, советы
- ↳ Умелые ручки
- ↳ Нужен совет- спросите или посоветуйте
- ↳ Психология
- ↳ Медицина
- ↳ : ЖИТЬ как хочется потому что просто хочется ЖИТЬ
- ↳ Анатомия и Физиология
- Массажные столы и аксессуары
- ↳ Массажные столы
- Гостевая книга на травке-муравке (здесь могут писать все без регистрации)
- ↳ Гостевая книга на травке-муравке (здесь могут писать все без регистрации)
- Бесплатные объявления
- ↳ НУЖНА финансовая ПОМОЩЬ НА СЕАНСЫ И ОБУЧЕНИЕ!!!
- ↳ Проезд по Москве и из аэропортов.
- ↳ Подарки для детей
- ↳ Куда сходить с детьми в Москве: развлечься и покушать
- ↳ Куплю, продам, отдам в дар
- ↳ Проживание в Москве: гостиницы, хостелы, квартиры