Латеральность (право-лево)

Ответить
Аватара пользователя
Лариса Григорьева
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 июн 2012, 00:46
Проживание: Санкт-Петербург
Допсеминары: 10+аква
Имя и дата рождения особого ребенка: Дима
Диагноз: орг. пораж. мозга
Откуда: Санкт-Петербург 89213946168
Поблагодарили: 1 раз

Re: Латеральность

Сообщение Лариса Григорьева » 24 июн 2012, 21:19

Ух, ты... Многое - про моего Димку. Правда, все остальное - точно мимо :grin: Теперь еще и о латеральности думать...
Дислексия -да, но мы ее как-то влет одолели. Все признаки были налицо, но сейчас их нет!!! Не могу сказать, что прилагала какие-то усилия, разве только месяц-два чтения по карточкам...
С самого начала, потому что ребенок долго был неговорящий и неответный , все что объясняла, дополняла рисунками (своими :grin: ). Как итог имеем высокий понятийный запас, и я, в детстве не умевшая и не любившая рисовать, научилась вполне сносно это делать. Еще, вычитав где-то про этап детских "почему?" (у нас он только начинается :( ), и про старинных гувернеров, рассказывавших своим воспитанникам обо всем, что они видят, взяла за привычку сама задавать вопросы и отвечать на них.
А с правилами - да... Хорошо, у нас учитель словила, что пишет правильно, выделяет правильно, задания делает правильно...По математике уже сложнее - не просто сделать :grin: , а по образцу... Как в него эти слова вложить, чтоб он правила для первоклассника хотя бы понимал? Задача... То ли дело - правила дорожного движения или поведения, да хотя бы этикета! это нам гораздо легче :grin:
Изображение

Аватара пользователя
Анечка
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 17 июн 2012, 19:17
Проживание: Миасс
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 1-2012
Допсеминары: биодинамика. коррекция стоп (голеностоп)
Имя и дата рождения особого ребенка: Илюша
Диагноз: ДЦП, спаститическая диплегия, левосторонний гемипарез (это из мед.карты)
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: https://www.facebook.com/annagrashenko
Откуда: Миасс, Челябинская обл.
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Латеральность

Сообщение Анечка » 24 июн 2012, 19:58

Так как же определить у ребенка в возрсте 4,7 лет, какая у него доминирующая сторона, особенно если у него левосторонний гемипарез. Я себе не представляю возможным. Может мне кто-нибудь подскажет
Никак пока не определить, жди, когда подрастет! а зачем тебе сейчас-то это определять? дети такого возраста пока как бы двоерукие, только к 6ти определиться должно! Не заморачивайся ерундой всякой, разбираться надо с проблемами по мере поступления, а не выискивать их!
сайт Илюши
http://ilysha2007.ucoz.com/

Изображение

Специалист
Старожил
Старожил
Информация о пользователе
Сообщения: 4789
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
Имя и дата рождения особого ребенка: -
Ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------
Откуда: Москва,
Поблагодарили: 14 раз

Латеральность (право-лево)

Сообщение Специалист » 21 июн 2012, 23:22

Латеральность — асимметрия или неполная идентичность левой и правой половин тела. Она может проявляться на анатомическом, биохимическом, физиологическом и функциональном уровнях.
Латеральность (правша или левша?)
Мы часто встречаем детей с нарушением латеральности. Эти нарушения могут оказывать негативное влияние на способность ребёнка к чтению, восприятию на слух, передвижению, владению языком и ручными навыками и в особенности - на способность к письму. Доминирование какого-либо полушария головного мозга у детей должно развиваться к 6 годам, что означает, что ребёнок к этому возрасту должен уже стать выраженным правшой или левшой.
Преимущественное использование правой или левой руки является наиболее очевидным признаком латеральности ребёнка. Для того чтобы полностью неврологически сформироваться, ребёнок должен достичь полного доминирования одного из полушарий во всех функциях организма. Это означает, что ребёнок должен не только пользоваться преимущественно одной и той же рукой, но и что он должен использовать в качестве ведущих глаз, ухо и ногу той же стороны, что и рука. Если ребёнок является правшой, то он должен так же иметь ведущий правый глаз, причём не только для удалённых предметов, но и, что особенно важно, для приближенных предметов.
Например, если ребёнок является правосторонним (правша, ведущие правое ухо и правая нога), но при этом использует левый глаз вместо правого в качестве ведущего, это может привести к проблемам, когда ребёнок начнёт читать и писать. Такому ребёнку слова будут часто казаться написанными наоборот, например, "saw" будет выглядеть как "was". Когда он захочет написать букву "b", он всё время будет писать букву "d", сколько его не поправляй. Он будет продолжать делать эти ошибки, потому что для него "d" выглядит как "b" и наоборот. даже самые терпеливые и любящие люди, которые будут стараться помочь такому ребёнку, будут только вызывать у него отчаяние, потому что они будут ошибочно полагать, что ребёнок не различает "saw" и "was" или "d" и "b".
У такого ребёнка нет проблем с интеллектом, у него просто очень редкое и сложное расстройство зрения. Ребёнок с ярко выраженным расстройством латеральности может начать рисовать и писать вверх ногами и задом наперёд. Дети с расстройством латеральности с трудом обучаются грамотному письму, часто они пишут вообще без гласных букв. Эти слова трудно прочитать, причём не только родителям и учителям, но и самим детям, которые на следующий день не могут разобрать то, что они написали накануне, так как странные слова не поддаются дешифровке. Когда такие дети пишут, они поворачивают листочки с перфорацией так, что перфорация и поля оказываются с неправильной стороны. Очень часто они оставляют очень широкие, на пол страницы, поля с левой стороны листа.
Такому ребёнку требуется неврологическая программа, которая поможет определить ведущую сторону (это генетически определяемый фактор). Как только правильная сторона будет определена, программа неврологической организации поможет стать ребёнку правшой или левшой во всех отношениях. Как только это будет достигнуто, ребёнок сможет читать, писать, учиться так же легко как окружающие.
85% людей являются правшами, остальные 15% - левши. Генетическая предрасположенность к доминированию одной из сторон определяется нашими родителями. Некоторые дети довольно рано демонстирируют предпочтение одной стороне перед другой и сохраняют эту ведущую сторону все детские годы. Другие дети могут по несколько раз менять ведущую сторону. Лучше всего внимательно понаблюдать за ребёнком, не вмешиваясь в процесс или не выделяя одну из сторон за счёт другой. Проблемы могут возникнуть, когда ребёнка, который родился с одной доминирующей стороной, пытаются приучить использовать другую сторону. Обычно это случается с левшами от природы.
Доминирование и латеральность.
Для того, чтобы достичь идеального фокусирования, необходимо задействовать одновременно оба глаза. Однако ведущий глаз является доминирующим, а подчинённый глаз следует за ним. Когда у человека нет ярко выраженного доминирующего глаза, оба глаза могут находиться в состоянии соперничества за то, какой глаз будет вести, а какой будет ведомым. Это соперничество может проявляться в неправильном, обратном написании и чтении букв и слов и приводит к колоссальному ухудшению зрительного восприятия, так как оно замедляет процесс чтения и письма у ребёнка. Зрительное восприятие на близком расстоянии у ребёнка может существенно пострадать от отсутствия ведущего глаза. Использование крупного шрифта может помочь ребёнку в данной ситуации, позволяя ему читать, несмотря на проблемы с доминированием глаз, которые у него имеются. Тест на определение ведущего глаза проводится врачом для того, чтобы определить, является ли ребёнок правосторонним, левосторонним или смешанным типом.
Д-р Вайдинг измеряет только зрительную доминантность. Он делает это при помощи ряда тестов с использованием цветов разной степени яркости и конфигураций цветных точек, при которых одному глазу предъявляется одно изображение, а другому - другое. пациенту необходимо сообщить, какой цвет ему предоставляется более ярким или какую конфигурацию цветных точек он видит. так как ведущий глаз подавляет ведомый, то по ответу пациента можно определить его доминантность.
Обычно леворукий ребенок - правополушарный, но детки все до 3х лет правополушарные независимо от руки предпочитаемой, на самом деле в идеале дети до 3х лет (здоровые) двумя руками могут рисовать, лепить, брать , бросать... после 3х включаться начинает левое логическое полушарие, и к 6ти годам уже левое полушарие берет бразды правления в свои руки, но не у всех, могут полушария и перепутаны быть, но очень редко... особые дети всегда правополушарные независимо от руки якобы ведущей, поэтому и обучаются глобальному чтения, а с логикой так читать невозможно, оно - левое, начинает докапываться, смысл искать, ошибки и поэтому читать моментально не может, разбивает на части- слова, буквы, слоги и так далее
Переучивать нельзя, но до 3х лет точно надо предоставлять возможность для работы обоими руками(брать, бросать, лепить, ловить мячик и т.д.) и ногами (футбол, прыжки, самокат), а к 6ти уже точно определится правша или левша
Когда двумя руками могут все делать - это называется амбидекстры,.
тест
Совсем не хорошо для взрослого - быть двуруким. К 6 годам у ребенка окончательно формируется доминирование одного полушария мозга. Большинство - левополушарные, то есть правши.
Если не установилось четкое доминирование, человек может испытывать трудности в учебе, ориентации в пространстве, балансе. описывали случай подростка, который плохо контролировал поведение - впадал в буйство. все крушил (у них в доме почти мебели не было - он все ломал) , плохо учился и ему грозила тюрьма за хулиганство. Тут добрые тети и дяди взялись за него. Попросили в кабинете подойти и отключить лампу, мол слишком яркая. Он подошел и стал протягивать к ней то одну руку, то другую. Не мог решить, с какой начинать. Постояв так и так и не сделав простого дела, он схватил эту проклятую лампу и хотел швырнуть ее в гневе. гнев был на самого себя - он вообще был не в состоянии начать никакого дела, не НЕ хотел, а не мог - отсюда и поведение и трудности в учебе. Его начали заставлять ползать, брахиация (рукоход, хождение руками по горизонтальной лестнице), бегать и т.п. по методике. Гипоксия мозга уменьшилась, дозрели недозрелые раньше структуры и проблемы ушли.
Двурукость -- это симптом повреждения мозга, часто сопровождается гиперслухом, гиперактивностью и т.п.
Я читала что есть люди амбидекстры, а есть детей с амбицеребральностью, вроде как это все же разные вещи, те симптомы что в институтах приводят как раз соотвествуют амбицеребральности.
Лево/праворукость определяется не по руке, т.к. тут много следствий того, как ребенка учили и переучивали, а по глазу, уху и ноге. Если по этим трем ребенок отчетливый левша, то и руку желательно приводить в соответствие, т.к. путаница в этом вопросе значит неврологическое нарушение.
Очень малое число людей могут использовать обе руки одинаково хорошо и не иметь при этом никаких проблем.
Левое или правое несущественно, но ведущим должно быть какое-то одно.
Вот здесь хорошие задания для обучения правополушарных детей, все по полочкам
работа с правополушарными детьми
задания праворуким
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой». Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильн[/b]ость своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться и плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Дети правополушарные нуждаются в трехмерной организации своего мыслительного пространства, а школьные методики предполагают двумерную организацию.
При чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое. Достоверно установлено, что при чтении левое полушарие мозга кодирует печатные символы, а правое находит значение декодируемой информации. Левополушарные оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами .
Вот пример из области геометрии. Детям предлагается задача, в которой необходимо доказать равенство треуголь­ников. Пространственное мышление — привилегия правого полушария. Правополушарные решают ее чисто простран­ственным методом: мысленно поворачивают рисунок одного из треугольников в пространстве и накладывают его на другой, а потом переводят решение в речевой план и доказывают равенство, действуя методом «от противного» («если бы они не были равны, то...»). Таким образом, пространственную задачу они решают пространственным методом.
Левополушарные учащиеся решают пространственную задачу речевым, знаковым методом. Они обозначают все углы и стороны буквами и, не обращая внимания на чертеж, действуют только с этими буквенными обозначениями.
Учащиеся правополушарного типа, которые не могут освоить теорию графов, изложенную в учебнике по математике, часто легко схватывают ее суть на примере газетной статьи. Очень распространенная ошибка, когда в классах для неуспевающих, переполненных правополушарными детьми, математика подается с введением еще более мелких категорий, то есть в еще более аналитической манере, чем в обычных классах. Правополушарные учащиеся, которые не могли справиться с этим в нормальных классах, на таких уроках часто терпят окончательную неудачу.
Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: «Все есть число...», а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения с помощью яблока и понял, что свет является одновременно потоком частиц и волной. А правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам мира, создал теорию относительности. Теория относительности не впи­сывается в те цепочки умозаключений, которые способны выстроить ученые левополушарного типа, а требует охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные и противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. На такое способна только правополушарная стратегия мышления. Вместе с тем Эйнштейн страдал дислексией, обнаруживал слабые способности по математике, физике, был изгнан из школы. Он и в современной школе имел бы двойку по математике и считался бы неспособным, так как был не склонен к логическому мышлению и двумерному изучению математики. О математике он шутливо говорил так: «Математика — единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос». Американская ассоциация содействия развитию науки привела неоспоримые доказательства участия сербского математика Милевы Марич в создании теории относительности. Ей досталась математическая сторона этого открытия. В рукописи знаменитой статьи, прославившей Эйнштейна и в 1921 году принесшей ему Нобелевскую премию, стояла подпись и М. Марич, любимой женщины А. Эйнштейна.
Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в кон­тексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами проис­ходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов).Правополушарные ученики после изучения правил иногда делают ошибок в 4 раза больше. Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой «врожденной грамотностью», которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил, а используя опору на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части (корень, приставка и т.д.). Чтобы действовать по правилу, надо остановить процесс написания, вспомнить правило, выделить, например, корень из ненаписанного слова, сопоставить его с тем корнем, который приведен в правиле. Левополушарные дети с этим справляются без ошибок, поэтому грамотность после изучения правил у них улучшается. Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается «врожденная грамотность». Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок не любят.
Для ребенка очень важно, имеет ли оценка личностный смысл. Когда ребенка ругают или хвалят, из кратковременной памяти воспроизводится тот рисунок межцентральных взаимодействий в коре мозга, который был в момент дея­тельности и которую оценивают в данный момент. Запускают этот сложный механизм эмоции.

Эти процессы наиболее четко проявляются у мальчиков. Слово «молодец» для них более значимо. При этом в коре головного мозга мальчиков повышается общий уровень функциональной активности и усиливаются межцентральные взаимодействия в передних отделах коры головного мозга. Особенно в ассоциативных зонах правого полушария, играющего важную роль в стабилизации эмоциональных состояний.
У девочек совершенно иная организация межцентральных взаимодействий.в коре больших полушарий — повышение уровня функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения : слов). Для девочек положительная оценка является менее значимой, так как у них активизируются только центры, отвечающие за поиск смысла слова. Девочкам следует давать другие положительные оценки имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница».
Правополушарные дети хорошо воспринимают низкие звуки, поэтому материал лучше чтобы объяснял мужчина или максимально низким голосом женщина.
Детям с доминирующим правым полушарием тяжело даются сравнения «больше – меньше», если речь идет об отвлеченных понятиях. Более того, поскольку они испытывают пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между числами 13 и 31. Чтобы справиться с этой проблемой, таким детям необходимы дополнительные занятия, ориентированные на освоение пространства, развитие умения анализировать на бытовом уровне понятия типа «больше – меньше» с последующим переводом на уровень абстрактный.
Правополушарные дети плохо учат правила, забывают исключения, легко учатся по методике глобального чтения, но звукобуквенный анализ им дается тяжело.
Им проще дословно пересказать прочитанное, чем пересказать или ответить на вопросы по существу. Поэтому правополушарным, а также невнимательным ученикам важно говорить не «повтори, что я сейчас сказала», а «как ты думаешь».
Очень важным моментом является темп восприятия правополушарного ученика. Они медленнее обрабатывают материал, который поступает по слуховым каналам, но быстрее – зрительные наглядные примеры. Поэтому ни в коем случае нельзя вести объяснение громким голосом и в нарастающем темпе.
На уроках труда и рисования ярко выражается еще одна проблемная точка правополушарных учеников – им трудно работать по образцу. Они не могут сделать или нарисовать что-либо точно так же, как учитель, и невероятно страдают от этого. Им кажется, что задание выполнено неверно, потому что «непохоже».
На уроках физкультуры им бывают недоступны действия, в которых сопряжены движения рук и ног. Порой они не могут освоить асинхронное движение правой и левой половины тела (примером может служить кроль – стиль плавания). Эти дети могут лишь досконально копировать чьи-то движения. Порою приходится на некоторых этапах обучения в буквальном смысле слова двигать их руками и ногами.
Чтобы облегчить период адаптации правополушарных учеников, имеет смысл в начальной школе вводить различные игровые обучающие элементы. Например, игры в слова. Скажем, учитель на доске пишет букву, а затем диктует разные слова. Ученики же должны записать в тетрадях только те слова, которые не содержат эту букву. А вот еще один пример обучения в игре. На доске нарисована половинка предмета (яблоко, гриб, морковка, машина), ребенок должен угадать предмет и дорисовать вторую половину.
При обучении попробуйте «подключить» зрение и тактильные ощущения. Перестаньте писать, начните лепить буквы, выкладывать слова с помощью магнитной азбуки.
Правила и грамматические формы для говорящих можно изучать в игре: кидать мячик, а затем получать его обратно вместе с какой-то фразой, которую надо было выучить или перевести. Вы вопрос – ребенок ответ.
Можно еще писать слова и рисовать картинки на спине ребенка, а ребенок выбирает из слов предложенных, и тактилка и чтение, должно понравиться...

Ответить

Вернуться в «ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ РОДИТЕЛИ. БАБУШКИ. ДЕДУШКИ И ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ. Физическое и интеллектуальное (тесты) развитие ребёнка»